воскресенье, 24 августа 2014 г.

О том, как я стала украинкой и обрела Родину

Дню Независимости Украины посвящается...
Впервые за 23 года этот праздник обрел для меня реальные очертания и смысл. И сегодня я хочу рассказать о том, как осознала себя украинкой.
Родители мои переехали в Украину из России (с Дальнего Востока), отдав предпочтение теплому плодородному и щедрому краю суровой России. Но в принципе, переезда как такового и не было, т. к. «мой адрес не дом и не улица, мой адрес — Советский Союз!».
В школе изучение украинского языка начиналось с 5 класса (как и английского). Когда брат перешел в 5 класс, мама написала заявление о том, чтобы украинский язык он не изучал. Да, во времена тотальной русификации Украины такой бред имел место быть. Вы могли написать заявление о том, чтобы в Украине ребенок НЕ ИЗУЧАЛ украинский язык. А зачем? Ведь все равно все на русском языке — обучение, документооборот, а украинский — как латынь: еще немного и скоро отомрет.
Когда в пятый класс перешла я, мама уже этой ошибки не сделала. Я очень уговаривала ее, чтобы она написала такое же заявление, но она сказала: «Мы живем в Украине и изучать язык нужно. Нужно уважать страну, в которой ты живешь. Сейчас я бы уже не написала заявление для твоего брата». И я за это ей очень благодарна!
Кстати, украинский был единственным предметом, от изучения которого в школе можно было отказаться. Даже от английского было нельзя.
Директор нашей школы был учителем истории. И на уроках он иногда отступал от учебников ЦККППС и начинал рассказывать про Украину вещи, которые не укладывались в голове и не сходились с тем, что в тех же учебниках написано. Скажу честно — я не верила. Слушала и не могла понять, что же это такое, как же так... Но хорошо помню его взгляд в те моменты, когда он рассказывал не по уставу — в нем была какая-то опаска, а голос становился тише. Сейчас я понимаю, что за такие вещи в те времена...
Лет в 15 меня начал мучить вопрос — кто же я на самом деле. Я ощущала сильную пустоту внутри. Я не ощущала себя россиянкой, не ощущала украинкой. Во мне не было патриотизма ни к той, ни к другой стране и от этого было тяжело. Мне не хватало Родины. Было лишь место рождения...
Я не выросла в России и ее культура была мне уже чужда, а украинская не стала родной. Я как будто повисла в воздухе. Висела я так, не много не мало, 20 лет своей жизни...
Часто размышляла о СССР и Украине, сравнивая людей во время Второй Мировой и сейчас. Я думала, что если вдруг в Украину придет война и кто-то захочет ее завоевать, то не будут люди за нее воевать и умирать, как тогда. Не будет таких подвигов, такого самопожертвования народа. Нет Украины, нет нации, нет единства, нет патриотизма. Все заняты пережевыванием жвачки и всем все равно. Граждан нет, есть население.
Когда в нашей стране проходили выборы, то мы выбирали не президента, а дружбу с Россией. Т.е. пророссийски настроенного кандидата. Чем крепче кандидат обещал дружить с Россией, тем активнее мы за него голосовали... А вникать и разбираться нужно было уже тогда... 
Потом был мой первый длительный визит в Западную Украину (с целью оздоровления дочки), который просто порвал все мои шаблоны. Более гостеприимного и доброжелательного края в Украине просто нет! Притеснение русского языка оказалось полной выдумкой, равно как и сказки про злых бандеровцев. У нас появилось много новых друзей. С тех пор в Западной Украине мы каждый год — нравится нам там.
Наверное, именно общение с этими людьми сыграло решающую роль в моей национальной идентичности. Я захотела быть причастной к ним, полюбила украинские традиции, язык, почувствовала, что, оказывается, украинского во мне гораздо больше, чем российского.
И снова капелька по капельке всплывали вопросы истории. Местные жители рассказывают о своих семьях во время Второй Мировой. Волосы дыбом — не сходится информация с той, которая у меня до этого была, хотя сходится с тем, о чем так давно рассказывал наш директор школы... Начала интересоваться историей Украины глубже. Подняла интересующие меня материалы. Оказывается, Бандера не ел детей (также, как и в Славянске не распинали трехлетних мальчиков). Дискредитация героев, народов и событий — обычное дело для тоталитарного режима.
А дальше, как говорят, не было бы счастья, да несчастье помогло.
Майдан. Их бьют, а они не уходят. Наоборот — выходит еще больше людей. Их поливают из бронсбойтов холодной водой в мороз (что запрещено правами человека), а они срывают с себя одежду, стоят с оголенными по пояс торсами и украинскими флагами в руках — и не уходят! (В клипе Ляписа «Воины света» есть видеофрагмент с этим смелым мужчиной).
Их расстреливают снайперы, а они не разбегаются и продолжают стоять с деревянными щитками в руках...
- Боже мой, что же это за люди?
- Это украинцы, у которых закончилось терпение и которые больше не согласны терпеть беспредел.
Неужели у нас есть самосознание? Неужели есть ЛЮДИ? Впервые ощущение единства с украинцами...
Тут же масса информации, дискредитирующей эти события и этих людей. Как обычно. Российского во мне все меньше с каждым днем. Не разделяю я ценности России...Чужды они мне.
Дальше Крым, зеленые человечки без опознавательных знаков, как бандиты, взмываются триколоры, «Ура России!» — восстанавливают историческую справедливость. А Мамчур со своими ребятами идет безоружный с флагом под гимн Украины на вооруженных вежливых людей в Бельбеке.


Кадры, облетевшие мир. Смотрю на военных с той и с другой стороны и четко вижу, у кого из них есть понятие воинской чести, достоинства, отваги, благородства...
Украинского нахожу в себе все больше. Радуюсь за наших военных. Горжусь ими.
За Украину болит душа. Начинаю за нее молиться. Понимаю, что уже украинка, что это — моя Родина, что она у меня появилась и я этому рада, потому что пустота в сердце заполнилась. Я полюбила свой родной город, каждый его уголок. Я увидела, что у нас есть мужчины, готовые жизнь отдать за Украину и готовые на такие подвиги, о которых после войны напишут не одну книгу. Наши волонтеры творят чудеса. Женщины обеспечивают потребности госпиталя, встречают военных с фронта. Дети пишут солдатам письма и отправляют все сбережения на бронижилеты. Я увидела, что мы не население, а граждане своей страны, способные объединиться, поднявшиеся от мала до велика на защиту Родины. Украинцы, я с вами, вы мне родные! Мне близка ваша (точнее, наша!) идея: ВОЛЯ. Воля или смерть. "Душу й тіло ми положим за нашу свободу"...

Но я надеюсь, что скоро увижу и вторую национальную идею: мирное небо над богатым урожаем пшеничного поля в единой соборной Украине...

До сих пор не понимаю, какая национальная идея России... Путин? Империя, над которой не заходит солнце? Или национальная рыбалка?.. Что означает герб и флаг? Нет, это не мое...
Книги мы с мужем начали покупать исключительно на украинском языке — и нам, и дочке. На русском совсем читать перестали. Не тянет. Зато открыли для себя массу интереснейших украинских авторов (о которых расскажем в ближайшее время). Потянуло на этничную одежду. Нравится.

Начали в семье все чаще переходить на украинский язык в быту. Много друзей, оказывается, делают то же самое. Будем все вместе возрождать язык. 
Мы уже не население. Мы - украинцы! Как будто только проснулись ото сна...Дальше - все зависит от нас.
Жаль, что все эти чудесные перемены во мне и многих моих друзьях произошли только сейчас, когда есть угроза потерять Родину, которую только обрели. И все же это лучше, чем прожить всю жизнь, не зная, кто ты на самом деле и на что способен.
Верю в народ Украины. Выстоим.


5 комментариев:

Дарья комментирует...

Жаль, что вы с мужем все меньше пишете на русском. Украинский я не понимаю(

Татьяна Иванко комментирует...

Дарья, я продолжаю писать на русском. Муж решил полностью перейти на украинский, а я все же писать буду на русском, потому что меня читают во всех странах бывшего союза и я хочу, чтобы те, кому важно получать информацию именно от меня, как от жителя Украины, продолжали меня читать. Хотя везде, где можно, я общаюсь на украинском и книги теперь тоже только на украинском читаю.

Лана Ко комментирует...
Этот комментарий был удален администратором блога.
Татьяна Иванко комментирует...

не трудитесь. я ваш бред не читала. только первое предложение.

Татьяна Иванко комментирует...
Этот комментарий был удален автором.