суббота, 29 сентября 2012 г.

Как я побывала на ферме


Лет 5 назад я работала кредитным экспертом в одном из банков Украины. Мой участок работы касался кредитования сельхозпредприятий. Перед выдачей кредита мы обязательно выезжали посмотреть на бизнес, собрать нужную информацию.  Первый визит на ферму был для меня, мягко говоря, шоком. И речь не только о бедных животных. Мне себя стало жалко до слез. И вот тогда первый раз робко закрался в голову вопрос – неужели каждый день я это ем и хочу ли я есть такое мясо? Но обо всем по-порядку.
До этого визита я была уверена, что коров выпасают на пастбищах и лугах. В моем представлении молоко, которое используется для производства шоколада Милка (если оно вообще там есть), дают исключительно счастливые коровы, которых доят прямо на альпийских лугах.
И вот, я захожу в коровник… Первый шок. Стоят рядами обездвиженные животные, с одной стороны едят, с другой (простите) какают, моча течет по желобу сзади, вонище страшное, аж глаза разъедает. И в этих ядовитых парах они проводят всю свою жизнь. А солнце видят единственный раз – когда их переводят из коровника в бойню. К вымени подсоединены доильные аппараты.

Пища, естественно, комбикорм, состоящий из смеси достижений науки, медицины и технологий. Траву им никто не косит.
Выйдя из коровника, я была ужасно рада, что не родилась коровой. Честно  - даже помолилась и поблагодарила Бога за это. Глупо, конечно, выглядит…
Далее свинарник. На цементном полу лежат одна к одной свиньи, в некоторых загонах – с маленькими поросятами. Спрашиваю – почему так тесно? У вас что, площадей не хватает? Они говорят – это специально, чтобы много не двигались и быстро жирели. Та же вонь, свиньи перемазанные собственными экскрементами.
После этого беседа с технологами и бухгалтерами. Анализируем доходы-затраты. С доходами понятно. Интересны затраты. Изучаю структуру и стоимость корма, который ежедневно получают животные. Второй шок. Корм состоит из комбикорма, и еще каких-то странных позиций. Спрашиваю, что это. 
- Это гормональные добавки, чтобы мясные породы быстрее вес набирали, а у молочных повышалась выработка молока.
- ??? (вслух ничего не говорю, но до меня доходит, что гормоны я  тоже получаю каждый день). А это что?
- А это – антибиотик…
- И что, животные получают их каждый день??? Зачем???
- Тань, ты видела наш коровник? Только в одном из них почти 150 коров. Если одна корова заболеет, заразится весь коровник и добрая часть стада перемрет. Поэтому мы даем им антибиотики каждый день – для профилактики.
Про себя думаю: хм, беременным и кормящим мамам нельзя принимать антибиотики и гормоны. Это может повлиять на плод (любите телятинку?), а также все это попадает в грудное молоко (в коровье, думаю, тоже).  Т.е. в молоке неизбежно присутствуют гормоны и антибиотики. Вот вам и причина дисбактериоза у детей, которые каждый день пьют магазинское молоко… И вот вам ответ на вопрос – откуда что берется? Вроде правильно растим, ведем ЗОЖ, закаляем, а у ребенка какие-то странные заболевания и расстройства. А странное беспричинное бесплодие не является ли следствием нарушения работы гормональной системы в результате ежедневного употребления мяса?
Лирическое отступление. Смотрела недавно передачу как раз о молоке. Там провели исследование. Взяли магазинское молоко 7 разных производителей и отнесли в лабораторию для анализа на наличие антибиотика. Антибиотик был обнаружен во всех 7 пакетах молока.
Я уже не помню про остальные позиции в структуре корма. Помню только, что и они были не утешительными.
Повезло, что хоть на бойне не довелось побывать ни разу.  Я больше любила те хозяйства, которые выращивали что-то на полях. Красота! Приезжаешь к ним, а тебя везут любоваться бескрайними полями пшеницы, или ярко-желтым покрывалом рапса, свежий воздух, птички поют… И даже радуешься вырваться из офиса, чтобы почувствовать это умиротворение и послушать тишину.
Домой я ехала с жуткой головной болью. Не знаю, как сотрудники ферм работают в коровниках, но это просто невыносимо. А как там коровы проводят жизнь для меня вообще загадка… Постоянно дышать ядовитыми парами... Интересно, у них голова болит или они уже адаптировались? Одежда провонялась так, что  даже трехчасовая дорога в машине с открытыми окнами не помогла избавиться от запаха.
Я ехала домой и думала, что это просто ферма такая попалась. Другие так не делают. Но, увы. Все последующие визиты на другие фермы были лишь подтверждением того, что животноводство выглядит именно так и это еще не самый плохой вариант.
Впервые закрался вопрос – а хочу ли я есть мясо и пить молоко и получать в качестве бонуса ежедневную дозу гормонов и антибиотиков, не говоря уже о другой химии. Но в тот момент вопрос так и остался вопросом. Я постаралась об этом не думать. А иначе что же тогда есть?

6 комментариев:

Olga Bardina комментирует...

Я много слышала о том плачевном состоянии, в котором находится мясо-молочная промышленность (вернее, оно не столько плачевное для производителей, которые выкачивают из этого максимум, сколько для потребителей, которые зачастую действительно понятия не имеют о том, что они едят и как это было получено).
От мяса наша семья уже отказалась. А вот молочную продукцию пока едим. Но после этой статьи я сильно задумалась - отказаться от молочки совсем или искать частных производителей-фермеров?

Lilac комментирует...

Оля, мы молоко не пьем вообще и ребенку не даем. Печально то, что даже частные производители зачастую продают некачественное молоко. Корова болеет, получает антибиотик, ну не терять же заработок? Молоко идет на продажу, даже от больного животного. Но если уж пить молоко, то только от проверенных людей, брать у одного и того же человека. И пару раз для надежности отнести молоко на анализ на наличие антибиотиков и гормонов...

Мы сейчас из молочки едим творог, брынзу, сметану и сливки. И все это, как я сказала, берем у проверенной женщины. Тут хоть какой-то шанс, что все не так печально, как в статье. А в магазинской продукции - вообще без вариантов...

Светлана Ранджелович комментирует...

То, что вы описали, шокирует. Думаю, мы все это подозреваем, но стараемся особо не думать. И в связи с этим начинаю понимать, что единственная фантастическая надежда есть на то, что наш организм создан настолько прекрасно, что, может быть, он придумает какуе-то защиту от этого... Какую-то невидимую броню... Просто не понимаю, как иначе чего (растерянная улыбка).

Lilac комментирует...

Мы в своей семье вопрос решили просто. Мы перестали есть мясо. Сейчас после года вегетарианства могу сказать по собственным ощущениям, что поедание мяса сродни наркомании. Избавиться от зависимости очень трудно, первое время просто таки ломки происходят. Но избавившись от этой вредной привычки начинаешь понимать, как тебе без этого хорошо и организм с облегчением говорит "спасибо".

На счет брони - вряд ли. Просто люди так и будут страдать неведомыми расстройствами, не понимая даже причины. ИМХО.

Анна комментирует...

да, мощный стимул стать веганом - если не из сострадания, то хотя бы из заботы о своём здоровье - зачем лишние гормоны и антибиотики организму?..

Lilac комментирует...

Честно, я тогда о сострадании не думала, понимала, что убивают животных ради того, чтобы я побаловала свои вкусовые рецепторы и ради моей привычки, но мясо все же ела. Но когда я воочию увидела, как это все выглядит, то захотела стать веганом уже не только из-за здоровья, но и из сострадания к животным. Это невыносимо. Я не захотела быть звеном в этой цепи. Когда видишь даже часть процесса своими глазами, просто крышу срывает.