среда, 19 октября 2011 г.

Учимся быть благодарными и просить прощения

Где-то прочитала фразу: "Труднее всего сказать три вещи: я тебя люблю, спасибо, и помоги мне". Сюда я бы добавила еще "извини". Странно, но действительно многим людям эти слова говорить тяжело. 
Как часто мы критикуем друг друга, своих половинок, детей, и так ли часто говорим слова благодарности, говорим о том, что любим или просим прощения за какой-то поступок?
Возможно, многое зависит от того, что мы наблюдаем в детстве. Если все эти понятия присутствуют в семье, как что-то естественное, то и в последующей жизни выросший ребенок будет это воспринимать проще и легче.

Я росла именно в такой семье. Единственной загвоздкой было то, что отец никогда не говорил ни нам с братом, ни маме "Я тебя люблю". Но мы читали это в его поступках, в его взгляде... Зато мама повторяла это часто.
С дочкой я пытаюсь также поступать. Я часто говорю ей о том, что люблю ее, о том, что она замечательная и я рада, что она моя дочка. А она отвечает мне тем же! Говорит: "Ты самая лучшая в мире мама! Я тебя очень люблю! Я именно такую маму и хотела!"
Не все, конечно, мне удается. Я не святая, я обычная мама. И иногда я срываюсь, делаю что-то неправильно или говорю обидные слова, о которых сама потом жалею. Но я всегда стараюсь за них извиниться. Говорю дочке: "Прости меня пожалуйста. Я вспылила и сказала тебе совсем не то, что думаю на самом деле" Дочка всегда извиняется в этот момент тоже: "Мамочка, и ты меня прости. Я так капризничала и очень плохо себя вела. Тебе это было неприятно. Ты меня извинишь?" И мы обычно обнимаемся. 
В таких ситуациях, где мы обе были хороши, я извиняюсь первая. И не упрекаю дочку, не говорю, что она тоже была не права. Дочка уже сама признает и свою часть вины в таких ситуациях.

А еще хочу сказать, что дочка часто просит прощения и сама. Т.е. например, она поступила плохо и знает об этом. Я ей говорю, что мне это неприятно. Потом бывает так, что проходит целый день, а вечером она просит прощения за то свое поведение. Видимо, ей нужно какое-то время, чтобы переварить. Но радует то, что она способна просить прощения. Я считаю, это черта сильной личности. Ведь только слабаки все время оправдываются и пытаются доказать свою правоту даже там, где явно были неправы.

Недавно мы все вместе думали о том, как не забывать о благодарности друг другу. И придумали вот что. Каждый вечер перед ужином мы, взявшись за руки, говорим за что мы сегодня благодарны друг другу (когда начинаю я, я обычно еще говорю слова благодарности Богу за что-то, что у нас есть).
Нам всем это очень нравится! У этого процесса такая энергетика, что просто словами не передать! Попробуйте! Может, и вам понравится?

2 комментария:

Светлана Билецкая комментирует...

Таня, очень тронул твой пост. Есть над чем задуматься...

Lilac комментирует...

Спасибо, Светлана :)