четверг, 14 апреля 2011 г.

Росток из плохих чувств



Наши друзья знают, что дочка  у меня – это маленький ослик Иа. Вечно печальный, чем-то недовольный, часто плачущий и считающий, что жизнь не удалась :)



 


На новогоднем утреннике она сидела на скамеечке с детьми. Было очень тесно и ей все мешали. Она то доставала юбку из-под соседского ребенка, то пыталась отпихивать загораживающих обзор. “Да что ж это за Машка такая, – говорила она про соседку. – Мешает мне! А! Ты сел на мою юбку! – а это уже соседу с другой стороны. – Да что ж это такое! Да как же мне сесть? – а потом на весь зал, – Да что ж это за жизнь у нас такая плохая!!!”
Дед мороз с мешком подарков смеялся громче всех!
В общем, расстроить ее способно абсолютно все, любая мелочь. Ну и  как всегда – мама в поиске. Как же объяснить ребенку, что к чему?
И так я ей объясняла, и эдак, но все без толку. Видимо, слова неудачные были. Поделюсь одним объяснением, которое действительно заставило ее задуматься. Часто напоминая ей про “росток из плохих чувств” мне удавалось предотвратить неизбежный плач по поводу очередной мелочи.
Разговор был долгим и это был не монолог, как тут будет описано, а именно беседа, но я опишу только основные мысли.
“Настя, когда ты плачешь, капризничаешь, злишься ты проявляешь очень плохие чувства и разрушаешь сама себя. – Как так? – Плохое притягивает плохое, а хорошее – хорошее. Те, кто часто плачут, жалуются, они и болеют часто, у них ничего не получается в жизни. Вот ты тоже часто плачешь и жалуешься, и болеешь все время. Ты лучше смейся, радуйся!
Помнишь, как мышка сказала Маше: “От слез и плача бежит удача, а кто в горе смеется, тому все удается!”
Вот смотри, растет трава, ее никто не сеет, никто не поливает, а она растет. Упало семечко в землю и сорняк вырос. Потом с этого сорняка другие семечки посеялись и вот уже целая поляна в сорняках. А мы дома, чтобы клубничку вырастить, сажаем ее, поливаем, пропалываем, рыхлим землю. Чтобы вырастить что-то хорошее, нужно много труда вложить, но и результат тебя порадует. Клубничку нравится кушать?
Вот также и твоя душа. (прим. она уже примерно осознает, что это такое, мы беседовали с ней об этом). Она как земля. Что ты на ней посеешь? Хорошее зернышко или плохое? Хорошие зернышки – это радость, любовь, забота, это твой смех и все те чувства, за которые я тебя хвалю. А плохие – это капризы, злость, грубость, слезы. Упадет одно такое семечко в твою душу и вырастет росток из плохих чувств. А за ним другой, третий и вся твоя душа будет как эта поляна с сорняками. А посадишь хорошее семечко, будешь его лелеять, ухаживать за ним, и твоя душа будет как цветущий сад!”
В общем, ребенок проникся. Конечно же, через 5 минут все забылось и мы решили пореветь. Я ее спросила: “Настя, какие чувства будем выращивать – хорошие или плохие?” – “Хорошие” – “Ну тогда не бросай плохое семечко в свою душу, а то вырастет росток из плохих чувств!”
Это срабатывало уже много раз. Не всегда, конечно, удается предотвратить события, но частенько.
А недавно дочка что-то то ли разбила, то ли разлила, а я от неожиданности прикрикнула на нее. Так она мне говорит: “Мама, у тебя сейчас росток из плохих чувств вырастет!” И теперь только стоит мне рассердиться, как дочка тут же напоминает мне про росток из плохих чувств :)
Вот так и воспитываем друг друга.

7 комментариев:

Anna (Трямтрямдия) комментирует...

Как же хорошо, когда с ребенком можно поговорить) Я жду этого момента)
А пока у нас получается так: стоит сын возле стены, рисует на обоях, улыбается , и приговаривает"Ай-яй-яй!"

Lilac комментирует...

Аня, у каждого возраста свои прелести :) Не все беседы получаются вот такими задушевными. До этого мне пришлось чуть ли не 2 года подбирать ключик к ее сердцу и искать такие слова, чтобы она ими прониклась. И слушать эти 2 года вечный плач :)

Anna (Трямтрямдия) комментирует...

Да, я полностью согласна. И у каждого возраста свои победы. Я только сейчас понимаю, что воспитать ребенка - это НЕ просто сказать ему что так можно , а так - нет. Это такая сложная борьба с собой. И все положительные результаты, и все то, что можно приписать к нашим победам и гордиться - это победа над собой, и долгий труд "раскопок" в своих "чемоданах". Я иногда смотрю на чужих детей и думаю"ох, какой послушный, как все у них просто!". И потом мучаюсь угрызениями совести о том, какая я плохая мама. Но так наверное у всех! И никто никогда не узнает, каких трудов это стоит именно этой маме именно этого ребенка.

Lilac комментирует...

На блоги мам мы уже обсуждали тему чувства вины. Мне кажется, оно мучает почти всех. Главное в какой-то момент остановиться, перестать оглядываться на кого-то, принять себя такой, какая ты есть, а также осознать то, что ошибки родителей, которые ребенка любят, не так значимы для детей, а самое правильное воспитание без любви может казаться ребенку жестокостью.

masha комментирует...

Я не знаю, может, я совсем не в тему, тогда заранее прошу прощения. Мне просто показалось, что Вы можете услышать, то о чем я хочу сказать.
Многие Ваши мысли мне близки. У меня два сына, старшему недавно исполнилось 4 года, до сих пор кормлю грудью, несмотря на давление родственников.
В этой статье, мне очень понравилась Ваша картинка проросших растений-чувств.
Хотела высказаться по двум поводам:
Мне немного не по себе от того, что Вы свою дочку называете осликом, т.е. не ослик меня смущает, а тот факт, что Вы ее видете вот такой вечно недовольной и плаксивой. Мне кажется, что ребенок очень чувствует, что мы думаем/ждем от него и действует в соответствии с этими ожиданиями. Если дать ребенку такую роль (стеснительный, плакса...) в словах и мыслях, то он ее и будет выполнять. Получается, что у него нет возможность быть другим.
Второй вопрос про слезы. У меня такое чувство, что есть такое всеобщее мнение, что чем меньше ребенок плачет, хнычет и тд, тем ему лучше, и взрослые всеми силами пытаются его (ребенка) заставить меньше плакать. А ведь плач - это совершенно нормальная реакция, это не что-то плохое, а просто реакция, что-то, что пришло и уйдет. Конечно, когда нытье целый день или истерика, родителю непросто, но ведь если ребенок замолчит, то он просто задавит в себе эти негативные чувства. Иногда бывает так и хочется сказать: "ну перестань плакать", но если вместо этого просто взять ребенка на руки и сказать: "я вижу, что тебе грустно/ что ты ударился/ что тебе не хочется что-то делать..." , то слезы заканчиваются гораздо быстрее - ребенка услышали, поняли, ему больше ничего и не надо, он дальше наслаждается жизнью.

Lilac комментирует...

Маша, действительно, я согласна с тем, что мир мамы и ребенка тесно переплетен, и то, что мама думает о нем, сильно на него влияет.
С другой стороны, почему у одной и тоже мамы бывают такие разные дети?
Еще я думаю о том, что есть много различных мнений, почему ребенок ведет себя так или иначе. Единственно верной нет, но все они дополняют друг друга. Что-то зависит от того, что я думаю о дочке, что-то от того, какой у нее самой заложен темперамент, еще что-то от знака зодиака, по соционике тоже есть объяснение этому явлению - социотип ребенка. И по этой теории нужно принять этот социотип в нем, и менять не свои мысли о ребенке, а общаться с ним по определенным правилам, учитывая особенности его восприятия мира.
Я не опровергаю то, что вы говорите, просто думаю, что очень много факторов влияет на это.
В том числе и то, что я думаю, конечно ))

masha комментирует...

Абсолютно согласна, что все дети разные! У них разные потребности и реакции на окружающий мир.
А то что у одной мамы дети разные - это тоже логично. Во-первых, мама растет вместе с детьми, т.е. со вторым уже не повторяет тех "ошибок", которые делала с первым, да и вообще, мне кажется, что относится ко всему более спокойно. Во-вторых, мамина история, ее детство, тоже может влиять на ее восприятие детей. Если, например, она старшая из детей, и была послушной девочкой, и ей надо было всегда вести себя хорошо, потому что она "большая", то от своего старшего ребенка она может ожидать такого же поведения, а к младшему не иметь никаких ожиданий... вот и получаются разные дети.