пятница, 26 ноября 2010 г.

Как воспитывать Индиго ?!

Отличительными особенностями Индиго являются: осознанность, стремление к независимости, интуиция, индивидуальность. Все эти качества проявляются у детей как реакция на попытки окружающих втиснуть их в рамки закоснелой социальной структуры (одна из социальных ячеек - семья).

Семья, стремится упорядочить поведение детей, подчинить контролю. В какой-то мере это действительно необходимо. Но не до такой степени, когда ребенка пытаются превратить в атрибут своей игры, в которой главенствует правило: «Ты будешь делать так, как я хочу».

В результате дети становятся неуправляемыми. Недовольные взрослые, как обычно, делают все, на что способны, то есть закручивают дисциплинарные гайки. А дети в ответ либо еще больше распоясываются, либо ломаются и превращаются в атрибуты — элементы структуры, у которых в жизни «все правильно, но ничего хорошего».

Конечно, никто не пожелал бы своему ребенку участи стать изгоем. Но и судьба рядового винтика также незавидна. Многие могут признать, что в их жизни было либо «все правильно, но ничего хорошего», либо «ничего хорошего и все неправильно». Каждый родитель хочет, чтобы у детей все было по-другому, а потому все сильней налегает,  упорствуя в своем невежестве.

Все действия воспитателя-невежи сводятся к одной идиотской формуле: «Я изо всех сил (изо всей своей дурацкой мочи) желаю тебе добра, а потому ты будешь делать так, как я хочу». В итоге упорядоченность порождает еще больший беспорядок. 

Упорядоченность следует разбавить долей разумного беспорядка. Имеется множество способов: прыгать на кровати, дубасить друг друга подушками, истошно вопить или издавать нечленораздельные звуки, толкаться, бегать на четвереньках, наконец, придумать, как еще напроказить.

За столом полезно измазать друг друга вареньем, если под рукой нет пирожных. Или допустим, если летом на отдыхе возле водоема окажется грязная лужа, так это вообще удача — вы знаете, что надо делать. В общем, чем больше таких вот «разумных» глупостей, тем послушней ребенок.

Упорядоченность также хорошо разрушается английским юмором, когда серьезность доводится до идиотизма. Когда веселье снимает напряженность, душа получает свободу. Вот поэтому и хорошо, когда весело — это ощущение душевного комфорта, и оно так же реально, как любое физическое.
  
Если по складу характера вы не расположены к веселым и озорным проделкам, тогда нужно просто подумать, где имеется возможность ослабить руль управления. Принуждение там, где оно неизбежно, следует разбавить свободой выбора. Например: «Ты вымоешь посуду или сходишь в магазин?» Даже дисциплина превращается в свободное волеизъявление, если она основана на осознанной необходимости.

Если взрослый диктует правило «нельзя, и все», подкрепляя его аргументом «потому что потому», тогда это вовсе не взрослый, а глупый ребенок, наделенный властью. Не лучше ли на равных обсудить и смоделировать ситуацию по принципу «что будет, если...»

Принуждение дает противоположный результат. Для того чтобы получить контроль, необходимо пересмотреть свою политику и перейти от демонстрации власти к завоеванию уважения, а авторитарность сменить на доверительные отношения.

Вместо принуждения лучше сделать так, чтобы ребенок сам захотел выполнить то, что от него требуется. Для этого необходимо всего лишь придумать, как превратить обременительную для ребенка обязанность в способ повышения его значимости. Подтверждение и укрепление собственной значимости лежат в основе мотивации всех людей, а детей — в особенности.


По мотивам произведений Вадима Зеланда

5 комментариев:

Lilac комментирует...

О, папка активизировался :) Это после анекдота с медом? :))

Анонимный комментирует...

Готов согласиться почти со всем, что написано. Открытым остается пока один вопрос - как? Как сделать так, чтобы ребенок захотел? А не воспринимал родителей как союз медузы Гаргоны и Аида...

Slon комментирует...

как заработать миллион? как построить красивое, здоровое и привлекательное тело? как быть счастливым? как довести женщину до оргазма?

сколько женщин - столько и способов ;)

сколько детей - столько и вариантов. это ведь ваши дети - наблюдайте, анализируйте, придумывайте. готовых рецептов не существует, есть только общие принципы, а конкретные рецепты продают только жулики

Vlad Romanenko комментирует...

Саня, согласен с идеей - перегибать нельзя, должен быть хороший балланс и делать сознательные шаги для его поддержания - это правильно!

Ю комментирует...

Хорошая статья, есть над чем подумать...