воскресенье, 17 октября 2010 г.

Мама, я готов!

Иногда маме трудно почувствовать момент, когда нужно ребенка отлучать от груди, отдавать в сад, школу, отселять в отдельную кровать, поручать какие-то дела и т.д. Вот об этом и хочу сегодня поговорить.
Отлучение от груди
Мне кажется, что это должен быть однозначный сигнал от ребенка: «Мама, я готов!»
Если мама начинает форсировать события, обычно это приводит к негативным последствиям. Ребенок нервничает, капризничает, отстаивая свои позиции.
Все это прекрасно наблюдала я на своей дочке. Я в свое время совершила большую ошибку, преждевременно отлучив ее от груди. Ей был год и 2 мес. Ситуация была сложная, голос сердца слушать я еще не умела и последовала настоятельным советам окружающих. В итоге это был стресс для всех, отлучались мы мучительно и долго, со слезами, истериками, мольбами и даже вспоминать это не хочется. Ребенок однозначно говорил: «Мама, я не готова, рано еще, мне нужно молочко, мне нужна ты!» 
Как-то разговорилась с коллегой по работе об этом и она сказала, что отлучила от груди в 10 мес. В очередной раз, предложив ребенку грудь, она увидела, что он как-то странно смотрит на нее, как бы спрашивая: «Ну и что мне с этим делать?». Она этот момент прочувствовала очень точно и больше грудь не предлагала. А малыш не просил. Вроде рановато для отлучения, иммунитет свой формируется позже, ребенку еще нужен контакт с мамой и т.д., но у этого малыша оказались свои требования и мама в данной ситуации молодец! Некоторым везет меньше и они с трудом отлучаются в 4. Но если ребенок не готов, то уж лучше перетерпеть, переждать, но не ломать ребенка. Все равно наступит этот момент. Не будет же он в 10 лет грудь просить!
Дорога к горшку
Как ни крути, а почти каждая мама хочет, чтобы ее ребенок научился пользоваться горшком пораньше. В среднем ребенок осваивает эту задачу к полутора годам. Некоторые позже. Как-то смотрела передачу «Няня спешит на помощь». В ней ребенок примерно двух лет (или чуть больше) писал и какал в штанишки. И ничего с этим сделать не могли. А дело было в том, что мама слишком рано (для данного малыша) начала требовать от него самостоятельного пользования горшком. Он еще не был готов, и хотел, чтобы мама участвовала в процессе и как мог отстаивал это желание. И у него получалось, т.к. маме все равно приходилось подмывать его и менять штанишки. Только кому от этого было лучше?
Как говорила одна из моих любимых авторов Ханхасаева Ирина, никогда не воюйте с ребенком. Во-первых, вы все равно проиграете. Что мы и наблюдаем из ситуации с горшком. Во-вторых, малыш сделает это еще позже, чем если бы вы не форсировали события.
Отселение в свою кровать
Мы это начали делать с рождения, т.к. боялись, что если малышка будет спать с нами, то потом сложно будет отселять. 10 месяцев настойчивости в стремлении приучить ребенка спать в своей кровати закончились тем, что все это время мы наблюдали нервного перевозбужденного ребенка, всеми мыслимыми и немыслимыми способами отстаивающего свое право быть рядом с мамой. И мы проиграли. Измотанная окончательно бессонными ночами и бесконечными попытками уложить ребенка, я сдалась и начала спать вместе с дочкой. Ханхасаева как всегда права. И только она поуспокоилась чуток, как я отлучила ее от груди… Возможно, она уже в 2 года спала бы сама, если бы я изначально дала ей то чувство уверенности, которое было ей необходимо. Уже давно ведем мы беседы о том, что взрослые детки спят сами. Летом была ситуация, когда она сказала мне: «Мама, я уже взрослая, буду спать сама!» Целый месяц она спала отдельно. Я от радости запрыгала в душе и перекрестилась. Не тут-то было. Она опять начала бояться Хыку (бабайка по-нашему) и переселилась обратно ко мне. Я не настаивала, т.к. уже знаю, чем заканчивается попытка ускорить события. Жду. А в ноябре нам 4 года…
Сад и школа
То же самое касается сада и школы. Очень разумно с моей точки зрения поступила Алла, автор блога «Концептуальная мама». Когда ребенку исполнилось 2 года, она попыталась отдать его в сад. Но забрала его в первый же день, т.к. увидела, что ребенок не готов. 
И в школу сейчас отдают в 6 лет, иногда даже в неполных 6, исходя из позиции "раньше сядет, раньше выйдет". И знания есть, в школу развития ходили, и желание есть, но уже не раз писали разные психологи, что не все дети готовы пойти в школу в 6. «Хочу» уже созрело, а «могу» нет. Не буду описывать проблемы, возникающие в такой ситуации, об этом можно почитать в инете. Но для себя я сделала вывод, что иногда лучше час потерять, но потом за 5 минут долететь :) Нам тоже предстоит принять решение, пойти в школу в неполных 6 (у нас 6 ноября день рождения) или в неполных 7. Буду очень внимательна при принятии этого решения. 
Еще одна ситуация. В статье «Перевоспитывать бабушку не обязательно» я писала о том, что контроль над многими ситуациями можно доверить ребенку. В комментариях Анна написала, что попытки переложить ответственность на ребенка привели к тому, что он начал нервничать. И я вот подумываю, что надо в конце статьи дать ссылку на этот пост, чтобы было понятно, в каких ситуациях передать ответственность ребенку возможно. Мои попытки передать ответственность закончились удачно, я почувствовала, какие ситуации ей по зубам (описывала в статье). Но если по реакции ребенка четко видно, что он не готов, то лучше оставить контроль за собой.
Метод ледокола
Ледокол раскалывает льдину, потом откатывается назад, а потом набирает ход и раскалывает следующую льдину. Вот так и с детьми. Потихоньку пробуем, если видим, что рано, откатываемся назад и ждем следующий момент. Вот так мы действуем в вопросе отселения в отдельную кровать.
Великий нехочуха
Есть и другая сторона вопроса. Сейчас нам приходится решать иную задачу.
В ситуации с отселением в свою кровать в нашем случае ясно, что ребенок не готов. Как быть, когда ребенок может быть самостоятельным, но не хочет? Мама, принеси, подай, подними упавшую игрушку, сними шапочку, вытри попу и т.д. Поделитесь, опытные! Мы пока просто настаиваем, чтобы она это делала сама. Говорить о недостатке внимания не приходится, я с ней 24 часа в сутки. Что она отстаивает таким поведением – пока не понимаю. Может, это просто лень и желание, чтобы все за тебя делали другие? Боюсь, как бы эта привычка не осталась на всю жизнь. Мое сердце в этой ситуации пока ничего не подсказывает. Пока собираю информацию, читаю, и надеюсь на подсказки из зала :) 

5 комментариев:

Alla комментирует...

Таня, привет! Выглядит как проверка границ, и из папиного поста про истерику мне показалось то же самое...

Не знаю, до того вам или нет, но у меня наконец-то родился эстафетный пост об одном летнем дне нашего маленького мальчика :) И я бы хотела передать ее тебе и узнать про день вашей маленькой девочки :)

http://www.conceptmama.com/2010/10/blog-post_17.html

Может, как раз такой подробный анализ дня поможет разобраться в ситуации? Возьмешься?

tatkatem комментирует...

Привет! Моя малышка, ей 2 года скоро, тоже спит с нами. При чем,если раньше она спала под боком у меня, теперь ей надо перелезть через меня и обязательно лечь между мной и мужем. Она и обнимает нас по очереди:) Никаких действенных способов "отсоединения" на свою кровать не знаю, одна знакомая рассказывала, что ее дочка сама попросилась спать отдельно, а у других ребенку уже 6, а совесместный сон продолжается. Нам даже приставленная к дивану детская кроватка не помогает. Все равно Лизка, как по сценарию, перелазит в полусне через меня, чтобы быть между нами. Я просто жду пока и надеюсь, что однажды она попросится на свою кроватку и захочет там спать всю ночь.:)

Ирина комментирует...

Мне тоже кажется, что у Настя проверяет границы.
Анютке 1.8 она еще на ГВ, я планирую ее перевести в отдельную кровать после отлучения. Как - решила, что пойдем вместе выбирать для нее очень красивый диванчик, ее и больше ничей, на котором может спать только маленькая принцесса, в общем рассказать так, как будто это большая честь, и не каждому это позволено. А еще буду заранее рассказывать про это, чтобы она ждала. Что получится, ПОКА НЕзнаю.

Жанна комментирует...

Моему старшему в 3 мы купили диван. Он им гордился, и стал спать отдельно...но каждую ночь в полусне приходил к нам. А поскольку он жил на втором этаже и у нас была винтовая лесница...мы постелили себе на мате в спортивном уголке. Так до школы о перекладины и стукались:)))
Мелкой мне диван даже предлагать почти нескромно...представляю ее недоумение: мама и диван новый...а завтра ей три.
И все понятно даже не в смысле детей, а мужей наших терпеливых, что все это как-то не так, но что делать?
Слава Богу, растут нормальными, понимающими. пусть все будет как есть.

КсюХа комментирует...

Моему сынишке скоро 10 месяцев, но я даже ни разу не задумывалась о том когда же нужно отучить от груди. Видимо и правда нужно слушать его и все пройдет безболезненно. У меня есть еще немного времени))