суббота, 18 сентября 2010 г.

Генеалогическое дерево: история семьи

ВАЖНО ЛИ ХРАНИТЬ ИСТОРИЮ СЕМЬИ?
Первая часть вопроса. Лирическая.
В нашем доме всегда было много альбомов с фотографиями. Я обычно просматривала их, останавливаясь только на знакомых лицах. Но в определенный момент мне стало интересно, а кто все эти незнакомцы? Начала расспрашивать родителей и бабушку и с их необыкновенных рассказов об этих людях (собственно, наших родственниках) началось мое увлечение генеалогией.
Я склеила большой лист бумаги и попыталась составить семейное дерево. Но соотнести размеры вручную было сложно, часто записи налезали одна на другую, поэтому получилось что-то вроде черновика. Открыв этот лист через пару месяцев, я поняла, что могу разобрать только процентов 40 из того, что писала.
Тогда я решила порасспрашивать знакомых. Вдруг кто-то увлекается генеалогией и может подсказать, как это лучше организовать. Об интернете в то время речь еще не шла. Мы только знали, что он есть :)
Вот тут меня поджидало весьма неожиданное открытие. В моем окружении не оказалось ни одного человека, который бы занимался составлением семейного дерева или который хотя бы считал это важным.
В ответ на мой вопрос люди обычно сначала округляли глаза, а потом спрашивали, а зачем мне это надо. «Ну как же, – говорила я, – разве тебе не интересно, кем были твои предки и чем они занимались, например, в 16 веке? А если тебя ребенок спросит когда-то о предках, что ты ему скажешь? Что не знаешь ничего о них?». Ответы были похожи и обычно звучали так: «Ты знаешь, честно говоря, мне все равно, кем были мои предки. Может это и неправильно, но мне интересны только те люди, которых я знаю. Мама, папа, бабушка, дедушка. А какие-то абстрактные личности, которых я никогда не видела, мне не интересны. А ребенок, скорее всего, не спросит. Если и спросит, то, думаю, не очень расстроится, если я ему не отвечу».
Примеряя этот ответ на себя, могу сказать, что я, скорее всего, спрошу и точно расстроюсь, если мне ничего не ответят. И меня очень расстраивает тот факт, что целый чемодан фотографий родственников по папиной линии был уничтожен одним человеком и остались только несколько случайных фото. А также меня очень обрадовал тот факт, что были попытки уничтожить уже составленный кусочек дерева по линии мужа, а другой наш родственник достал это из мусорного ведра и хранил в течение многих лет. Ему самому это было не интересно, но он подумал о том, что кто-то может поинтересоваться. И этим кто-то оказалась я :)
Все это понятно, все мы разные, кому-то история интересна, кому-то нет. Но разве вправе каждый из нас в отдельности решать за будущие поколения, интересно им это будет или нет, уничтожать семейные фото, архивы, деревья – семейную историю? Честно говоря, я считаю такие действия просто кощунством.
Я думаю, если уж кому-то попали в руки исторические материалы (пусть даже «локального» семейного масштаба), их нужно хранить, даже если это не входит в сферу интересов этого человека. Пусть потомки сами решают важность этой информации для себя.
К сожалению, до 16-го века, я не доберусь, но вот 20-й и часть 19-го мне вполне под силу. Хочу сохранить хотя бы доступную на данный момент информацию. А там, глядишь, так затянет, что, может, и в городской архив пойду :)
Часть вторая. Практическая.
Совсем недавно мне пришла в голову мысль поискать в интернете, как составляют деревья и где берут информацию другие люди. В этих необъятных и уже давно любимых мною просторах я нашла несколько программных комплексов для составления древа семьи. Почитала отзывы пользователей и поняла, что все эти программные комплексы не без недостатков и выбор варианта зависит от многих факторов.
Многие из этих программ платные, некоторые предлагают тестовую ограниченную версию, некоторые можно найти в «свободном» интернете. Я загрузила пяток разных вариантов и потестировала их. Самой лучшей для целей сохранения истории семьи мне показался программный комплекс My Heritage (мое наследие). Скачать его можно прямо с сайта myheritage.com. А чтобы узнать все подробности этого ПК, удобнее всего сразу перейти к карте сайта (ссылка на карту сайта внизу страницы myheritage.com)
Чем My Heritage покорил мое сердце?
Программа устанавливается локально на компьютер и в базу вносятся данные. В любой момент ваше семейное дерево можно опубликовать в интернете и тогда его увидят другие. В то же время публиковать можно не все данные. Можно делать приватные примечания и тогда эту информацию будете видеть только вы.
Онлайн версия хороша еще тем, что можно дать к ней доступ другим родственникам и составлять семейно дерево вместе.
Еще у этого ПК (программного комплекса в дальнейшем) есть совершенно удивительный Smart Search (умный поиск). Если вдруг кто-то из ваших родственников уже составляет семейное дерево с помощью My Heritage и программа найдет совпадение данных по какому-то человеку, вам в почту придет уведомление об этом. Данные можно посмотреть и при желании объединить ветки дерева. Так я выяснила, что моя двоюродная сестра тоже составляет генеалогическое дерево!
Очень интересна опция распознавания лиц. Понять, как это работает, можно, прочитав информацию на сайте. А в результате получится вот что:  "После того, как ассоциации будут созданы, Ваши родственники и дети смогут кликнуть любое лицо на любой фотографии и затем просмотреть все фотографии этого человека или просмотреть семейное дерево этого человека, а также узнать о своих родственных связях с этим человеком".
В базе данных можно хранить самую разную информацию. Кроме основных данных – родился, женился – можно хранить фото и истории к ним, любые другие истории о человеке, можно даже добавить человека, не связанного с семьей, но бывшего важным участником каких-то событий, либо же связного тесными отношениями (крестные, друзья, которые уже стали родственниками), можно хранить сканокопии документов и еще много другой информации.
Дерево можно распечатать. И даже в такой мелочи есть приятный момент. Вам на выбор предложат разные варианты его внешнего вида, что очень радует глаз :)
Контрольным выстрелом в мое сердце стали привязанные к древу семьи карты Google. Когда вы вбиваете информацию о человеке и указываете место события, это отмечается на картах. Карту тоже можно посмотреть и распечатать, а при наведении курсора на одно из отмеченных вами мест, ПК выдает перечень событий, связанных с этим местом. Например:
Иван Иваныч Иванов родился в Москве.
Петр Петрович Петров женился в Москве.
По клику на пункты этого перечня вы попадаете на данные об этом человеке и сразу становится понятно, кто такой этот Иван Иваныч. В начале составления дерева вы, конечно же, не запутаетесь. Но когда количество человек в нем начинает переваливать за определенное число, память начинает изменять. Или же вы объединили дерево с деревом родственника и не всех еще знаете.
Ну и прочие мелочи типа очень вежливого консультирования и помощи, напоминаний о важных событиях в семье – годовщинах свадьбы, днях рождения и т.д. Конечно, для живых родственников.
В чем ограничения. Бесплатная версия предназначена для того, чтобы вы влюбились в ПК, особенно после парочки Smart Search. В эту версию можно добавлять только 250 человек. В принципе, это тоже не мало. Не многие могут похвастаться знанием о 250 родственниках. Далее версия программы платная. Данные о расценках можно посмотреть на сайте. Поначалу они кажутся не маленькими, но если вы уже пробовали другие варианты ПК для составления генеалогического дерева, то поймете, что готовы платить такую цену за продукт My Heritage, потому что это не нудное тупое вбивание данных, а удовольствие и увлекательное путешествие!

Очень бы хотелось знать ваше мнение, дорогие мои читатели. Считаете ли вы важным сохранение истории семьи? Если да, то где берете информацию, в каком виде храните?

5 комментариев:

Lizon комментирует...

Танюш, спасибо тебе большое за ссылочки! Я очень сильно об этом думала! У нас в школах задают такую годовую работу - доклад составить и написать о своем генеологическом дереве! Так что мы в прошлом году весь год всех вспоминали, родственников опрашивали, все записывали и оформляли! Вот теперь все бы это в компютер написать, чтоб не потерялось, да и добавлять, ведь еще один растет, и у него такое же задание будет! Так что у нас Минестерство Образования такие знания развивает и поддержиает! Ведь что может быть дороже семьи?

Lilac комментирует...

Хорошее у вас Министерство образования :) Я только один раз сталкивалась с тем, что в учебном заведении было такое задание. И то, оценивали тем выше, чем больше коленьев в дереве. Можно себе представить, как эти деревья составлялись :) Сочинения на вольную тему. Я думаю, наибольшую роль в возникновении и поддержании интереса к своей истории могут привить только родители.

Ирина комментирует...

Таня, в который раз удивляюсь как часто мы с тобой мыслим в одном направлении. Я запланировала в ближайшее время пост о генеалогическом древе. :). Я сама изучаю историю своей семьи, мы с мужем составляем древо в программе Agelong Tree. Она проще, чем та, которую описываешь ты. Я так жалею, что не записала раньше, то, что рассказывала мне моя прабабушка, а теперь она умерла, и рассказать о ее корнях мне уже никто не может :(. Я считаю, собирать информацию о предках очень важно для детей. Нужно знать свою историю.

ksuha комментирует...

Я пока только на бумаге все записываю. Спасибо за наводку, Танюш, теперь в электронном виде буду вести!

Lilac комментирует...

Ух ты, оказывается, среди моих знакомых мам есть те, которые тоже считают это важным и даже пытаются как-то упорядочивать! Я не одинока!!!
Ирина, я вот сейчас нашла телефон сестры своей прабабушки, хочу позвонить и порасспрашивать про ее родителей, а может и бабушек, пока не поздно...
Ксюш, пожалуйста :) Если будешь вести в той программе, о которой я писала, то можно еще и ссылок родственникам написать, чтобы и они заполняли :)
Ира, а в той программе, о которой ты говоришь, можно вести дерево совместно с другими родственниками, которые далеко живут? Мне этот пункт очень важен.