суббота, 3 апреля 2010 г.

Делиться или нет?

Настя очень не любит делиться своими игрушками. Ну разве что изредка и очень под настроение и если ей перед этим дали свою игрушку. На площадках часто наблюдаю картину, что родители заставляют детей буквально насильно делиться своими игрушками, а дети, надув губы, делятся. Конечно, приятно видеть, что твой ребенок предложил игрушку другому малышу, а тот в ответ дал поиграть своей игрушкой. Но если посмотреть на это с другой стороны? 
Приходит ваш папа домой и говорит: "Сынок, там сыну моего друга понравился твой новенький мерседес, который ты купил на прошлой неделе. Дай ему погонять пару деньков, а он потом отдаст. Ты же не жадина? Нет? Не дашь? Фу, какой жадный мальчик! Ну и друзей у тебя тогда не будет!" Или: "Доченька, дай пожалуйста свое праздничное платье поносить вот этой тете. Ты же добрая щедрая девочка!". 
Бред, правда? Почему мы должны кому-то давать свои вещи? Вряд ли кто-то это вообще делает. Даже с близкими друзьями. Сомневаюсь, что кто-то даст другу полихачить на новом мерседесе. А незнакомому сыну друга папы?
А почему мы иногда думаем, что дети относятся к своим вещам иначе? Для них тоже каждая игрушка - это мерседес. И заставлять делиться, наверное, все же не надо. 
На площадке, когда кто-то просит у Насти игрушку, Настя обычно подбегает ко мне, как к защитнику, и кричит: "Мама, а я не дам!". Я обычно отвечаю: "Настя, тебя никто не заставляет отдавать свою игрушку. Ты можешь, если хочешь, дать игрушку поиграть. Но если не хочешь, ты не обязана это делать. Это твоя вещь. Решай сама." То же самое объясняю ей, когда она хочет взять чужую игрушку, а ей не дают: "Это чужая вещь и он(она) сама решает, дать тебе ее или нет. Обижаться не надо. Ведь ты поступаешь так же".
Тем не менее, я стараюсь объяснять ей понятия щедрости и вежливости. Например, обсуждаем мультфильм "38 попугаев" серию про мартышку и банан. Потихоньку продвигается, иногда сама делится. Или когда в гости должен прийти малыш, особенно, если она сама просила пригласить его в гости, говорю ей: "Настя, Катя придет, увидит твои игрушки и захочет поиграть. Ты дашь ей? Если не дашь, она будет плакать, ты будешь плакать и что это будет за игра? Давай договоримся, если ты хочешь, чтобы Катя пришла в гости, то покажешь ей свои игрушки и дашь поиграть. А если не хочешь давать свои игрушки, то давай мы пригласим Катю в городок "Сказка", например. Вы там вместе поиграете, а игрушки дома полежат и Катя их не увидит". Обычно соглашается дать поиграть и так и делает.
Не помню где, прочитала фразу, которая мне запомнилась: "Самый лучший способ воспитать жадного ребенка - заставлять его делиться". И я с этим согласна.

13 комментариев:

Ирина комментирует...

очень правильные советы. ребенка нужно уважать, и сравнение вы хорошее подобрали

Анна комментирует...

да, мне тоже кажется, что предлагать делиться можно и нужно, но насильно заставлять - ни в коем случае. А как вы с Настюшей в такой ситуации поступаете: достали какие-то игрушки, играете, может, отвлеклись на секунду на что-то еще, но собирались играть дальше, тут подходят дети (игравшие в той же песочнице или поблизости), берут какие-то из ваших игрушек и начинают ими активно играть? (их родители молча в стороне наблюдают; дети ничего не спрашивали (бывает, в силу возраста или невоспитания..) Ситуация про деток помладше, конечно, но, наверняка и вы сталкивались. Для меня бывает очень актуально. Вроде бы у чужого ребенка я (мама ведь! взрослая тетя) насильно не могу отнимать, пусть и со словами, что Саша тоже хочет поиграть, что это его и тд. Замену одновременно подсовывать тоже из своих игрушек?.. тоже не очень вариант. Уговоривать Сашу, что другой ребенок поиграет и отдаст? (а Саша хочет сам играть, другой ребенок тоже отдавать на самом деле не намерен)

Lilac комментирует...

Спасибо, Ирина! Анна, я Насте могу много объяснить, но не все. Вот с этой ситуацией я не справляюсь и Настя тоже. Поэтому честно скажу, я ее избегаю. Особенно после случая, когда кто-то унес наш совочек. Вроде мелочь, но для Насти это дело принципа - она плакала так, как будто мир рухнул, а меня не слышала вообще, я просто тащила орущего ребенка домой. Обычно мы берем одну игрушку, которую она несет в руках. Так легче контролировать ситуацию. Учимся делиться вот этой игрушкой, которая в руках или же дома учимся делится с друзьями, которые в гости пришли. В песочнице копается чужими игрушками, но отдает без проблем, если попросят и никогда не возникает мысли взять чужую вещь с собой. Пока вот так выходим из положения.

Анна комментирует...

Спасибо за ответ! Да, ситуация нечестная со всех сторон получается. Даже если у ребенка всего 2 игрушки (или одна) - в руках, можно выхватить их у него прямо из рук... У нас во дворе есть родители, которые свою дочку приучили в таком случае отнимать свои игрушки у "захватчика" до победного, догонять, драться, если надо (дочке их чуть больше 2ух лет было). Если возвращалась без игрушки и вся в слезах - посылали обратно. По их убеждению, это дело ребенка - свои права отстаивать.

Ирина комментирует...

Тема прямо в точку, даже пост сегодня хотела написать! А тут смотрю, уже меня опередили!:) Я считаю абсолютно правильно то, что насильно заставлять ребёнка делиться игрушками ни в коем случае нельзя и очень важно мамам объяснять деткам, что чужое трогать без разрешения нельзя. Моему сыну три года, он никогда не возьмёт без спроса чужую вещь, но и не потерпит если его игрушки кто-то берёт не спросов! Сегодня гуляем, малышка чуть больше годика с бабушкой подходит, берёт Матюшкину формочку. Сын в негодовании, тянет игрушку к себе, в итоге отбирает. Реакция бабушки:
- Будешь обижать маленькую, милицию позову!
Моя реакция:
- Нечего моего ребёнка милицией запугивать!
Бабушка:
- Пойдём, он жадный и злой, он плохой!
....
Как вам такая история?...

Настя Солнечная комментирует...

Отличный пост!!!!! Поддерживаю целиком и полностью! Про ситуацию в песочнице - я разговариваю с детьми тоже заранее ( унас есть игрушки,которые мы принципиально берем на улицу, поэтому делимся ими спокойно))) У старшего, помню, целый арсенал оружия и машинок был для этих целей - затои авторитет у него во дворе самый мировой был - но1 дети разные) Иногда и с братом\сестрой делиться не хотят;-)

Lilac комментирует...

Да, Ирина, такие истории и с нами случаются не раз. Стараюсь их избегать. Толку никакого, а наслушается ребенок... Она тоже начала говорить, что кто-то плохой, после парочки вот таких ситуаций. Приходится дополнительно еще и это отрабатывать. Говорю, что плохих детей нет, все хорошие, но иногда даже хорошие дети поступают плохо.

Lilac комментирует...

Настя, у нас пока братиков-сестричек нет :) а с другими детьми потихоньку учимся, небольшие продвижения есть, но не так чтоб целым арсеналом делиться :)

Наталья Задорина комментирует...

Очень правильные советы.
Мне кажется важно еще смотреть на конкретного ребенка.
У меня старший сын тоже не любил давать свои игрушки до определенного возраста. Но и чужие не брал. Я знала это свойство характера, и не заставляла делиться.
А есть детки, которые бегают и хватают все, что видят. Но и свои отдают легко. К ним другой подход нужен.
А вообще, после 4 лет дети начинают действительно играть вместе. И им важно хорошее отношение других ребят, и именно в это время можно и нужно заняться "вопросами щедрости".

Бабушка с милицией просто "молодец", конечно. Я в таких ситуациях вообще не знаю как реагировать спокойно, всегда гневаюсь.

Lilac комментирует...

Вот-вот, очень точное наблюдение, Наталья! Настя как раз относится к тому типу детей, что чужого не возьмет, но и своего не отдаст. А дело иметь часто приходится с детьми из второй группы :)

ИраКо комментирует...

Как всегда, очень мудро и жизненно!
Особенно меня умиляют призывы к полуторагодовалым-двухлетним делиться всем и со всеми. А в это время у малышей период идентификации "мой-все моё", и ты им внушай про жадин-говядин и про чудеса нечеловеческой щедрости - бесполезно!

Я уж не говорю, что обмен игрушками на улице в большом кругу детей не всегда гигиеничная штука...

Kuzuxa комментирует...

Я тоже такого же мнения с автором.Очень хорошая и правильная статья.А у меня подруга,когда наши малым было по года 2(сейчас им по 6),так она прямо при мне в наглую говорила своей дочке- иди и забери у Ники что тебе надо и что твоё.Я в такие моменты хотела её прибить.Потому что я привыкла всё мирно разрешать.И старалась всегда всё мирно решать.

Lilac комментирует...

Ира, Аня, спасибо за отзывы. Все так, вроде. А с другой стороны мне иногда в голову приходят мысли, что вот мы такие молодцы, пытаемся детей учить, как правильно, по человечески, мирно решать вопросы, в то время, как другие дети с пеленок учатся брать от жизни свое и идти напролом. Кому из них будет легче - вопрос :)