четверг, 1 апреля 2010 г.

Некоторые мысли о раннем развитии ребенка

О раннем развитии сказано очень много, много написано, создано игрушек, авторских методик и т.д. Но все это, как мне кажется - это лишь дополнение к той работе, которую маме все же нужно делать самостоятельно. Задачу можно в некоторой степени упростить при регулярном посещении хорошей школы развития, и все же.


С чего начать?
По моему мнению, начать нужно с окружения. В доме с первых дней жизни ребенка должны быть:
- большие часы, на которые нужно периодически обращать внимание (Настя, смотри, уже 9 часов, нам пора чистить зубки и ложиться спать).
- подробный календарь с крупными числами. У нас висит календарь, в котором нужно каждый день передвигать красное окошечко на один день. Каждое утро мы его рассматриваем, я рассказываю, что сейчас месяц март, день недели вторник, число 30-е, день будний и поэтому папа на работу пошел. А 31-го числа, завтра, мы поедем в школу. Заодно ненавязчиво учатся цифры, формируется ощущение времени.
- географическая карта мира. По ней можно путешествовать, придумывать истории, это вообще неиссякаемый источник знаний – устройство мира, климат, флора и фауна, страны, культуры, достопримечательности, и т.д. и т.п. Кстати, в виде карты можно сделать ламинированный пол. Это вообще песня! У знакомых видели ковровую дорожку в виде города: пешеходные переходы, здания, дороги, парки и т.д. Тоже отличная идея. Еще видела пазл в виде земного шара, детскую карту мира, с нанесенными картинками животных, растений, рыб, достопримечательностями, рельефом и т.д. Даже если мама ничего не знает о географии, ей будет о чем поговорить с ребенком.
- здорово выложить карту звездного неба из светящихся в темноте звезд, тоже много можно рассказать в виде сказки. Наша любимая Белка Пушинка уже на луну летала и рассказала своему другу Ежику Тимке, что она видела. Кроме того, светящиеся звезды помогают без проблем выключить свет, когда нужно укладываться спать.
- ну и все, на что фантазии хватит: таблица с геометрическими фигурами, в том числе стереометрическими с подписями-названиями, таблица Менделеева, таблица умножения, математические формулы, азбука, репродукции картин, фотографии людей и природы и т.д. Можно даже ничего не объяснять, пусть просто все это, что называется, мозолит глаза. В свое время возникнет вопрос и можно будет поговорить. Кроме того, зрительная память у детей просто феноменальная, все это запишется на корочку и в школе будет проще вспомнить, чем первый раз увидеть и выучить.


Литература
Начали мы общаться с книгами в 6 месяцев. Это были книжки-картонки с крупными красочными иллюстрациями (один герой на страницу без отвлекающего пестрого фона, об этом писали тут). Детям этого возраста можно показывать книжки-картонки посвященные изучению категорий (цвета, формы, размеры и т.д.). Но и сказки типа "Курочка Ряба", "Колобок" Настя уже в этом возрасте внимательно и с удовольствием слушала, рассматривала картинки, листала и пробовала на вкус :)
Я убеждена в том, что нужно покупать не только одежду на вырост, но и книги! Пусть книги будут «старше» ребенка, рассчитанные на более поздний возраст. Их иногда можно просто листать, обсуждать некоторые темы, периодически показывать. Так ребенок быстрее до них дорастет и сформирует свои потребности – история или математика, или вообще география. Такие книги лежат у нас на видном месте, иногда Настя сама берет детскую энциклопедию, листает ее, смотрит картинки, если что-то ее заинтересовало, я ей рассказываю. Из вот такого пролистывания детской энциклопедии, рассчитанной на дошкольный и младший школьный возраст, сформировался интерес к динозаврам и астрономии. 
Азбук у ребенка должно быть несколько, здорово будет, если это будут азбуки из разных отраслей жизни. Одна - азбука животных, другая - азбука живописи, третья - техники т.д.  И даже если это только азбуки о животных - все равно пусть их будет несколько, чтобы было интересно возвращаться к буквам каждый раз с новыми стихами.
Обязательно должны быть книги Барто и Маршака. У Маршака самые лучшие стихи о математике и азбуке. Все мы помним "В задачнике жили один да один, пошли они драться один на один" и т.д. Книги поэта Андрея Усачева тоже мне и Насте понравились. Занимательная география, правила поведения, прогулки по Третьяковской галлерее и т.д. А чего стоит только "Умная собачка Соня", которая держится в топе наших любимых книг вот уже несколько месяцев! Благодаря этому поэту Настя уже знает таблицу умножения. Пусть в стихах, но все же. "В пирог вонзилась пара вилок. Два на четыре - восемь дырок!" Жаль, что у меня не было такой книги, когда я тупо зубрила таблицу умножения в школе.
Отдельно хочу обратить внимание на книги об искусстве. С этими книгами большая проблема. Книги о логике, математике, письме – в избытке, даже сложно выбрать. А вот об искусстве очень мало! У нас в городе таких книг нет вообще. Мы обошли все крупные книжные супермаркеты г.Николаева, а также маленькие магазинчики и вопрос: «Какие книги у вас есть для детей об искусстве?» ставил в тупик всех продавцов. Наш вариант - только заказывать в интернет-магазинах.
Просмотрев книги об искусстве для детей, сложилось впечатление, что эстетическим воспитанием детей больше всего занимается русское издательство «Белый город».
Вот ссылки на понравившиеся книги:
http://www.ozon.ru/context/detail/id/1278462/ (это целая серия сказок, три десятка книжичек по 10 стр., но прочитав одну сказку я прониклась! Детям точно должно понравиться. По запросу на Озоне «сказки о художниках» находится целый список этих книжичек)
http://www.ozon.ru/context/detail/id/2167187/ (это шедевр, который я хочу купить Насте больше всего!)
Вот, собственно, и весь самый полный перечень достойных книг об искусстве для малышей!

Физическое развитие
Думаю, в каждом доме, где растет маленький ребенок, просто должен быть спорткомплекс, как минимум шведская стенка с веревочным набором.
Сейчас можно найти самые разные варианты. Например, для самых маленьких, которые еще ходить не умеют, подойдет комплекс "Ранний старт". Мы купили спорткомплекс, когда Насте было уже 3 года, поэтому сразу брали взрослый. Вот такой.
После появления спорткомплекса у нас дома, Настя просто живет на нем! Кроме того, что ребенок развивается физически, нам этот комплекс очень упростил долгие зимние дни, когда погоды были очень суровые и особо долго не погуляешь, а если и гулять долго, то во всех шубах  по ледяным лестницам не полазишь.
Кстати, наш фитбольный мяч, который нам подарили еще во время беременности, тоже не простаивает :)


Формируем потребности
Я не жду, когда Настя проявит интерес к чему-либо. Я просто регулярно подбрасываю ей идеи, и развиваю то, к чему появился интерес.
Рисование, лепка, пошли на ура. Занятия музыкой - категорически нет, но только дома нет, а в школе пошла с удовольствием на музыкальные уроки. Дома не настаиваю, а в школу вожу :) Начала рассказывать о планетах, звездах. Понравилось. Углубляем познания с помощью книг, сказок, Google Earth, и т.д.
Физика и химия не понравились - отложили до поры. Зато понравилась таблица умножения :) Стихи Усачева плюс плакат на стене - и дело пошло.
Листая энциклопедию, остановилась на динозаврах. Опять же - книги, игрушки типа "Раскопки динозавра", набор разных динозавров для игры. Даже играем в динозавров. Отвлекусь от темы. Как-то папа приходит домой с работы очень уставший. Настя на шею, папа давай поиграем в динозавров! Папа нашел отличное решение! Взял укроп с петрушкой, поднял на самый верх спорткомплекса и говорит: "Эй, диплодок, смотри, какое деревце! Скорее лезь кушать его!" Как только Настя съела первую порцию, папа перешел на другой конец спотркомплекса и опять поднял на самый верх веточки. Диплодок уже вскарабкался по гладиаторской сетке и опять все съел! Вот так. Папа почти ничего не делает, а ребенок уже упыхался и еще и петрушку с укропом съел.
С иностранными языками отдельный разговор. Тут надо маме очень тонко почувствовать момент, когда пора. И не столько "не опоздать", сколько "не рано ли". Много есть мнений по этому вопросу, но мне кажется, что начинать учить язык в 10 мес., как некоторые делают, сложнее, чем, например, в 2,5 года.  В 2,5 года мне легко удалось объяснить, что такое другой язык и Настя никогда их не путала и не перемешивала слова из разных языков в предложении. Разве что иногда, в качестве игры (особенно с бабушкой, чтобы похвастать), но не потому, что перепутала.
Я говорю 2,5 года, потому что у нас этот момент наступил где-то в 2,5 года. У кого-то может раньше, или позже. 


А что делать в школе?
Иногда слышу мнение: "А что ребенок в школе будет делать? Ему же будет не интересно, ведь все это он уже будет знать!" Ну во-первых, сейчас программа в школе такая, что все он знать не будет. А во-вторых, если подходить с той точки зрения, что давайте мы его сейчас учить не будем, чтобы ему вдруг не было скучно в школе, то, думаю, результаты будут невеселые. В школе, если уж такое случится, мы найдем решение, как сделать учебу интересной. А вот что будет, если не привить интерес к учебе в раннем возрасте? Вот это, я считаю, вопрос...

7 комментариев:

Lizon комментирует...

Отличная статья! Я для себя много полезного и интересного вынесла! Спасибо огромное!

Lilac комментирует...

Пожалуйста, всегда приятно, когда кому-то нравится :)

Ирина комментирует...

Lilac, отличные рекомендации. Я очень хочу купить малышке географическую карту, только найти пока не могу. После вашей статьи обязательно повешу календарь!
Здорово, столько идей и под каждой я готова подписаться :)

Lilac комментирует...

Спасибо, Ирина! Буду рада, если мои незатейливые идеи вам пригодятся :)

ksuha комментирует...

Книги издательства "Белый город" продаются у нас в Николаеве. Как правило в маленьких книжных магазинчиках. Если хочешь, я у нас посмотрю в районе.

Conceptmama комментирует...

Lilac, идеи совсем не незатейливые, а очень полезные, я бы даже сказала замечательные.
Объясню: мне не близок подход интенсивного раннего обучения, я довольно быстро поняла, что учить буквы в несколько месяцев по каким-то искусственным методикам мы не будем. При этом мнение о том, что ребенка вообще надо оставить в покое и пусть себе играет до школы, мне тоже не близко.
Ваш же творческий и совсем ненавязчивый способ совместить обучение с игрой и сказками мне очень нравится. Многие из ваших идей примем на заметку и постараемся реализовать (например, звездное небо на потолке в детской, яркий календарь и др.)
В общем - спасибо за статью! :)
Алла

Lilac комментирует...

Ксюша, спасибо, буду очень признательна, если посмотришь эти книги, я их давно ищу. Алла, спасибо за комментарии, мне тоже нравится ваш подход к воспитанию ребенка (видимо, мы единомышленники в этом вопросе!), поэтому я и являюсь постоянным читателем вашего блога :)