четверг, 25 марта 2010 г.

Учимся выражать словами свои чувства

Настя уже не раз признавала сама, что она не права. И меня это радует.
Например, после пробного урока в школе, Настя в знак протеста начала разбрасывать свои вещи в раздевалке, бросила на пол пачку от сока и трубочку. За что я ее отругала - спокойно и без крика, но отругала. Она расстроилась и расплакалась. Я присела к ней и сказала:
-Настя, я не сержусь на тебя за то, что ты плакала на занятии. Тебе не понравилось - и ты имеешь на это право. Я не буду тебя насильно туда водить. Не хочешь - не придем больше. Но после занятия ты вела себя очень плохо. И вот за это я на тебя рассердилась и ругала тебя. Ты согласна, что ты делала неправильно?
-Да...
-Ты согласна, что я справедливо тебя наругала?
-Да...
-Даже если тебе не понравилось, ты не можешь сорить в школе. Там занимаются другие детки, которым нравится там и делать из школы мусорник - категорически нельзя. Вместо того, чтобы разбрасывать вещи, ты могла просто сказать мне: "Мама, мне не понравилось, давай больше не будем ходить сюда". Давай договоримся, что в следующий раз ты не будешь капризничать, а скажешь мне словами, что тебе не нравится. Мы договорились?
-Договорились.

Конечно, рассчитывать на то, что со следующего раза ребенок начнет только словами выражать свои эмоции - как минимум наивно. Но последовательное повторение все же дает свои результаты и Настя все чаще выражает словами то, что раньше выражала бурными действиями, слезами и невменяемыми истериками. Самое интересное, что ей самой нравится, когда удается выразить эмоции словами. Она так удивляется сама себе, что я невольно улыбаюсь: "Мама, смотри, я спокойно сказала, даже не плакала!" А я конечно, ее хвалю за это.

Еще один пример. Раньше, когда ее обижали, она начинала давать сдачи "с процентами". Потом мы поговорили о том, что не всегда люди поступают правильно, но при этом они не являются плохими людьми. Привела пример, когда она сама делала неправильно, но она же хорошая девочка, просто тогда сделала плохо. Объяснила, что если кто-то делает плохо, то не надо в ответ тоже делать плохо. Кто бы что ни делал, а ты должна поступать хорошо. Тебя толкнула Катя? Не надо толкать в ответ или затевать с ней драку. Скажи ей, что так делать некрасиво и предложи лучше вместе поиграть, попробуй подружиться. Это кратко :) 
В итоге, когда она в очередной раз попробовала те методы, которые я ей подсказала, а они не сработали и мальчик продолжал вести себя агрессивно, она сказала ему:
-Ты поступаешь некрасиво, я на тебя обиделась и играть с тобой не буду. Я пойду лучше поищу себе другого друга.
И пошла. Мальчик очень удивился и... побежал за ней :) В результате нашли себе еще одного друга и этого взяли в игру тоже. 
По-моему, не плохой результат :) Уф, но сколько сил, нервов, слов - язык уже просто распух...


Комментариев нет: