четверг, 11 марта 2010 г.

О схеме садик - вуз

Довольно интересный вопрос, вокруг которого много дискуссий. Напишу несколько мыслей по поводу. 
Не будем рассматривать ситуацию с той точки зрения, что маме надо на работу, а ребенка оставить не с кем и он ходит в садик. Предположим, что у мамы есть возможность сидеть с ребенком.
У этой схемы есть свои преимущества и свои недостатки.
Вот в данный момент у нас стоит вопрос о целесообразности посещения школы развития для малышей. Я присутствовала на некоторых занятиях и могу сказать, что ничего сверхъестественного там не происходит. Все, что они там учат, Настя знает наперед. Ну, например, они там еще алфавит до конца не прошли, а мы уже не только алфавит весь знаем, но и читать потихоньку пытаемся. Кстати, под настроение Настя буквы даже пишет. Вот недавно писали вместе слово Настя: она пишет букву Н, я пишу А, она С и Т, я - Я. Да, это я отвлеклась.
Думаю, я вполне могла бы справиться самостоятельно с ее дошкольным образованием, а также с начальной школой. Но...
На первом же уроке стало понятно, с чем у Насти проблема и над чем нужно поработать.
Это проблема общения со сверстниками и проблема работы в группе. Дети, которые кроме этой школы, ходят еще и в садик, как-то проще решают вопросы взаимодействия между собой. Даже если кто-то кого-то стукнул или толкнул, ну и ладно, второй может даже не обратить внимания на это или толкнуть в ответ и все, через минуту все забывается, и дети уже улыбаются друг другу. Для Насти же это - целая проблема до слез, после которой она уже не может заниматься, зовут меня и оставшуюся часть занятия я провожу с ней. Самое главное, чему она там учится - общаться. Мое субъективное мнение: эффективное общение - самое главное качество успешного человека. Можно всему научить ребенка дома, с репетиторами, но научиться общаться можно только реально общаясь с людьми. 
Может, она, конечно, выберет судьбу отшельника, будет жить на острове и в полном одиночестве рисовать прекрасные картины, которые станут шедеврами на века. Тогда вряд ли я смогу сбить ее с пути какими-то школами развития, садиками и т.д. Просто все это будет напрасной тратой времени. Как говорят мудрые китайцы, "нельзя направить человека, давно идущего своим путем", или "сомневающегося толкни в любую сторону, если это не та, он вернется" ну и т.д.
Однако, гораздо чаще встречаю людей, которые не умеют эффективно (или хотя бы нормально) общаться.
Вообще Настя говорит, что в школу ходить не любит. Конечно, там надо делать все то, чего она не умеет! Но я настаиваю. Не в том смысле, что "я сказала, и точка!". Объясняю, уговариваю, показываю мультики про зайчика, который не хотел учиться ("живая игрушка"), объясняю на мультиках, рассказываю про соседскую девочку Лену, которая уже ходит в школу и т.д. И в школу мы ходим. У нее там уже есть друзья и ей это нравится. Очень мило смотрится, когда две подружки, взяв папки в руки, бегут по коридору - учиться, а после занятия угощают друг друга конфетками. 
Каждый раз после занятия мы обсуждаем, что происходило, что она сделала правильно, а где можно было поступить по-другому и какие варианты были. Многие ситуации мы научились решать, но конечно же появляются все новые и тут непаханное поле...
На прошлом занятии Настя без спроса решила сесть на кубик, на котором уже сидел Сашенька - хотела посидеть с ним вместе, как она мне потом сказала. Но Саша воспринял это как наглое вторжение на его территорию и не пустил Настю на свой кубик. Для Насти это была целая  трагедия! После занятия обсуждали, что у каждого человека есть право на личное пространство, а также время и вещи. Долго объяснялись, много примеров, много доводов, варианты Настиного и Сашиного в данной ситуации, прав он был или нет, права ли была Настя и т.д. и т.п. Я использую школу как учебный полигон, практическое применение знаний из книжек о хорошем поведении, а не как основной источник получения знаний.
Тут можно возразить, что ребенок учится общаться уже глядя на родителей. Это так, но это лишь маленькая часть умения общаться. Кроме того, ребенок уже знает кто как отреагирует, часто родители уступают в чем-то, а сверстники попадаются более упрямые и реакция на тот или иной поступок непредсказуема. В общем-то, ребенок и на детских площадках учится общению, но это упрощенная и облегченная версия. Он выбирает наиболее подходящего партнера для игр, с которым контакт удается без труда, и в любой момент может просто прекратить общение. В школе же другая ситуация. Ты должен уметь взаимодействовать и с тем, кто тебе нравится, и с тем, кто тебе неприятен и не по своему усмотрению, а ровно столько, сколько предписывают правила игры.
Это что касается обучения общению.
Другой момент. Часть занятия отводится так называемой сказке. Ребятам раздают роли или они выбирают себе сами (каждый раз по-разному), учитель подталкивает их к определенному сюжету, но на 80% дети разыгрывают события сами! Вот такая интересная забавка. А если задуматься? Дети проигрывают разные роли (активные, пассивные герои, добрые, злые, хорошие и плохие), учатся быстро реагировать и находить варианты действий (оперативность мышления), учатся быть раскованными и преодолевать стеснительность, развивают речь, творческий потенциал и т.д. и т.д.
Один раз самой активной девочке из группы дали роль ленивой белки. Любого Петю Пяточкина она отыграет на ура, а вот ленивая белка... Лежать и ничего не делать! Вот для нее проблема. Преподаватель молодец, она знает, у кого какие есть слабые места и помогает детям их развивать.
Конечно, можно и с мамой в сказки играть, и даже нужно, и все мамы это делают. Но той полноты ситуации все равно нет.
О работе в группе. Настя не любит ждать, пока до нее дойдет очередь. А приходится спокойно посидеть, пока и ей выдадут пластилин. Она сейчас хочет рисовать, а группа занята другой задачей и ей приходится принять правила группы. Она не хочет рассказывать стих, но без него не пустят покататься на Марусе (лошадка) и рассказывает. Ребенок должен в определенный момент уметь принять условия игры, когда это необходимо и в жизни не раз это придется делать. Но в то же время он должен осознавать, что все же обладает свободой выбора в эту игру не играть или выйти из игры в определенный момент.
Вопрос номер три. Как воспитать лидерские качества вне коллектива? Как стать лидером и повести за собой стадо, если ты не знаешь, как это стадо функционирует, если ты никогда не был внутри и не знаешь, о чем думают овцы? А также "чтобы правильно нарушать законы (правила стада), надо их хорошо знать".
Вопрос номер четыре. Все родители хотят, чтобы их ребенок вырос индивидуальностью, яркой личностью, выделяющейся из толпы (стада). Что предполагает, что жить он будет все-таки в стаде. Тут уже, как мне кажется, больше задача родителей, объяснить законы стада, законы индивидуальности и как увязать их вместе. Все это опять же на примерах. Самый простой: "Мама, а вот у всех девочек из нашего класса есть такое, и я такое хочу", или "Мама, сегодня все сделали вот так, а я поступила вот так, и Маша сказала, что я дура. Разве не так я должна была поступить?"
И еще один вопрос. У многих сейчас возникает мысль обучать ребенка дома, экстерном и т.д. А не возникает ли параллельно мысль о том, что в таком случае мы лишаем ребенка детства и незабываемых впечатлений? Я бы ни за что не хотела, чтобы меня лишили возможности ходить в садик и школу. И там и там у меня были свои проблемы, были и серьезные, были и слезы, в то же время была и радость. Моя лучшая подруга появилась у меня в садике и мы с ней до сих пор очень тесно общаемся, она крестная моего ребенка. И я помню, как мы в садике вместе рисовали классики и прыгали, играли в прятки, читали, пеленали кукол, делили булочки, бегали за ручки, менялись игрушками, танцевали танец снежинок на празднике и много еще чего. А в школе - это тоже друзья, при чем это особая форма дружбы, где ты не просто вместе играешь, это друзья "бедовые", с которыми учишься взаимовыручке, благородству (взять на себя вину за кого-то и почувствовать себя рыцарем, даже если ты девочка :), не рассказать, кто нашкодничал класруку, гордо дав ему понять, что знаешь, кто это сделал), и т.д. А все эти КВН, конкурсы, праздники, подготовка стенгазет, радость того, что что-то делается вместе, совместные походы к любимым учителям, радость каникул (а как можно радоваться каникулам, если ты обучаешься дома?), последний звонок, белые бантики 25 мая, выпускной и еще много чего. Разве обо всем напишешь?
Да, были и неприятности, были незаслуженные двойки, вредные учителя по некоторым предметам, но разве это вспоминается после окончания школы?
Ну и тренировку мозгов (разные области знаний) и обучение самоорганизации тоже никто не отменял :) Есть, конечно, огромные пробелы в нашей системе образования. Ну, например, обучение обращению с деньгами, поддержание и сохранение здоровья (хотя и есть предмет валеология), правила эффективного  общения. Вот это как раз можно дополнить самостоятельно. Или по необходимости какой-то другой предмет, который интересен ребенку, но который плохо преподается в школе.
Из отрицательных моментов - есть мнение, что в школе ребенка могут сломать, как личность. А вот это уже тоже задача родителей, чтобы не сломали. Говорить с ребенком о происходящем, помогать искать решения сложных ситуаций, подсказывать, как не дать себя сломать, если это происходит, в конце концов, говорить с преподавателями и вмешиваться, если без этого никак не получается. Кроме того, ограждать ребенка от жизненных проблем и неудач тоже глупо. Лучше объяснить ему, как относиться к неудачам (опыт) и как в следующий раз можно решить проблему. Вспомнился фильм "Близнецы" со Шварцем, которого ограждали от всех неприятностей и ограничили круг общения репетиторами и учителями. Только в фильме это все упрощенно - комедия все же, а вот в жизни будет, я думаю, больно...
С другой стороны, вплоть до нашего поколения почти все проходили схему садик-вуз (как минимум садик-школа), и среди нас есть и личности, и бараны, и те, кого сломали, и те, кого не сломали. Даже в пределах одного класса. А есть даже выдающиеся личности. Вот, например, Валерка Меладзе :) Троечник из НКИ. Дело, как мне кажется, не в схеме, как таковой, а в совокупности определенных факторов, которых слишком много, чтобы описать их в одной статье.
До недавнего времени родители почти полностью полагались на существующую систему образования и пускали события немного (или очень много) насамотек. Схема садик-вуз - работа работала. Наши поиски были в большей мере предоставлены нам самим или же даже перебивались рассуждениями типа "да как ты будешь жить со своими танцами? где ты будешь танцевать? и что будешь делать в 35-40 лет? Лучше иди учись на переводчика или бухгалтера, это всегда нужно".
Так вот, я считаю, что если рассматривать схему садик-вуз как второстепенную, направляя (прошу правильно меня понять) и помогая ребенку определиться, найти свое место в жизни, даже если его идеи бредовые, то пусть и садик и школа присутствуют в жизни ребенка. Из них очень много можно почерпнуть, о чем писала выше.
Вот такие мысли на тему. Приглашаю к обсуждению.

PS: вот нашла еще рассуждения мамы Натальи Задориной в блоге "Тайм-менеджмент домохозяйки или 1000 дней с пользой"  на эту же тему.

13 комментариев:

Ирина комментирует...

Моей дочурке 1 год и 1 месяц. Мы с года начали ходить в развивающий центр. Почти все из того, что мы делаем на занятиях Анютка уже знает, поскольку мы это проходили дома. И я вожу ребенка исключительно с целью общения!!! Поэтому соглашусь с вами, что школа и садик должны быть, так как ребенок должен научиться вести себя в социальной среде.

Анна комментирует...

Очень полезная и интересная тема. Согласна с выводами. Думаю, вопрос нужно ставить не "школа-домашнее обучение" или "садик-дома с мамой, бабушкой", а подходить со всей осознанностью к выбору школы и садика (а, может, на полдня в садик? или в группу развития?). По описанию, Настя ходит на очень хорошие занятия. А в садик вообще не планируете ходить или попозже? Меня тоже начал беспокоить вопрос взаимодействия и общения детей между собой. У нас все окружение получило путевки с 1ого сентября (это с 2ух лет с небольшим), поэтому подрастаюшему сыну общаться вообще не с кем будет((( как раз в тот период, когда общаться (надеюсь) ему уже будет хотеться. А в сад так рано отдавать его мы не собираемся. Группы развития - это только один из выходов, нужна же еще для прогулок компания, чтобы было живое взаимодействие..

Lilac комментирует...

Спасибо всем за комментарии!
Ирина, вы знаете, в школе развития процентов 80 мам водят детей с целью общения, так что мы не одиноки :)
Анна, я бы хотела отдать ребенка на полдня в садик, но состояние здоровья не позволяет нам даже думать об этом. До школы однозначно дома сидим, максимум в школу развития будем ходить, плюс детские площадки, сходки с друзьями и т.д. Компания для прогулок - хорошо, если есть. Но у нас нет, так что довольствуемся случайными знакомыми на детских площадках.

Lilac комментирует...

Кстати, школу, в которую ходит Настя, считаю посредственной и в следующем году думаю повнимательнее присмотреться и выбрать лучший вариант. В этой школе есть только чтение, математика, письмо, логика. Ну вот еще в младшей группе иногда сказки разыгрывают. Хочется еще чтобы были танцы, пение, рисование, лепка или другие какие-то кружки, чтобы эстетическая сторона развития ребенка тоже имела место быть :)

Наталья Ужакина комментирует...

Очень интересные рассуждения :-) Я с вами согласна, что в основном это нужно для общения. Моей дочке пока полгода, но я уже стараюсь ходить почаще к друзьям, у которых есть дети, завела знакомых девочек, которые со мною рожали и мы ходим к друг другу в гости.
Даже сейчас в полгода видно, какие дети общительные, а какие - нет. Ярославка моя собственница еще та :-) А другие детки более тихие, сами по себе играют, игрушки не отбирают. А дочка только увидит кого с игрушкой - сразу в плачь, пока не отвлечешь ее на что-то другое.
Поэтому мы тоже собираемся как можно раньше идти в группу развития деток. Хотя я планирую дома подольше посидеть, но для ребенка очень важно научиться правильно общаться.

Ирина Климова комментирует...

Знаете, у меня стаж коллективного образования с 1 года. Садик по полной программе, дачи, пионерские лагеря, школа. ВУЗ трогать не буду.

Если бы спросили моё мнение, я бы послала всё это на три большие буквы!

Это при том, что меня в коллективе не обижали.

У нас в садике была девочка, которую многие гнобили. У неё глаза были очень несчастного ребёнка. Я её недавно видела, она уже взрослая женщина, а взгляд тот же.

Поэтому, когда начинают нахваливать полезность детсадов, во мне просыпается что-то не детское.

Хотя, признаю, кому-то повезло, кто попал к душевному педагогу. Но таких педагогов единицы, да и не приживаются они в детсадах.

А человек выживет в любых условиях.

Общаясь по жизни с людьми, пришла к выводу, что чем меньше ребёнок испытывает подавления в раннем детстве, тем успешнее он во взрослой жизни.

Conceptmama комментирует...

Для меня тема очень актуальная: с одной стороны я считаю, что могу дать ребенку не меньше, чем садик, с точки зрения обучения, по крайней мере до какого-то возраста. И вижу, что пока сыну очень хорошо со мной и с бабушкой (у нас такая схема :) С другой стороны, я тоже уже поняла, что мой малыш не большой фанат общения с другими детьми, и поэтому тоже озаботилась вопросом, где мы будем учиться общаться со сверстниками. Ребенку год и 7, пока мы каждый день гуляем на площадке с одними и теми же детьми. И скоро, видимо, начнем ходить в развивающую группу или кружок. Именно для того, чтобы потихоньку привыкал к тому, что иногда все делают что-то одно (поют, танцуют, ходят за ручку). На прогулке все равно всегда можно от коллектива уйти и заняться чем-нибудь более интересным :)
С точки зрения теории ваш подход мне кажется той самой "золотой серединой" - раз жить в коллективе, то надо этому учиться, даже если иногда домашнее обучение кажется очень привлекательной альтернативой существующей системе образования.

Lilac комментирует...

В статье я лишь рассуждала на тему должна ли быть схема садик-вуз основной, как это было раньше, какую роль эта схема играет сейчас, что из нее можно почерпнуть и уж никак не утверждала, что садик и школа - это однозначно хорошо. И разве у всех детей из вашей группы, Ирина, глаза несчастных людей? В одной группе были и счастливые и несчастные, и те, кто стал успешным, и те, кто спился под забором. Так в садике ли дело? Почти вся моя садиковская группа была также моим классом в школе. Оборачиваясь назад, прихожу к выводу, что в садике(а потом и в школе) плохо тем, кому плохо прежде всего дома с родителями и кого прежде всего родители и подавляют (что, кстати, не исключает, что ребенок родителей все равно любит). Если ребенок брошен в садике со своими проблемами, тем более, если еще и воспитатели позволяют другим детям гнобить конкретного ребенка, то это плохо и глаза у него будут несчастными. Я как раз писала о том, что задача родителей не допустить такую ситуацию, следить внимательно за тем, что происходит, вмешиваться, когда нужно, и всячески помогать ребенку адаптироваться. В садике ребенок учится контактировать с воспитателем и детьми, на работе - с начальством и коллегами. И коль уж мы все живем в обществе, а не на необитаемом острове, то учиться общаться все же надо. Честно говоря, я не так много людей встречала, которые так негативно вспоминают свои садиковско-школьные годы... Появилась мысль добавить опрос :)

Lilac комментирует...

Алла, наша малышка где-то до двух лет вообще не хотела ни с кем общаться. Постепенно на площадках и с друзьями подталкивала ее к общению. Потом ей постепенно начало нравится играть с детками. К трем годам она уже довольно охотно общалась. Правда с теми, кого выберет сама :) Сейчас каждый раз, как идем в школу, говорит, что не хочет. Зато когда выбегает, то с горящими глазами начинает тараторить и быстро рассказывать, что она сама что-то смогла сделать или что-то сделала вместе с кем-то. Так что, нравится ей школа или нет? Тут уж нам, мамам, надо чувствовать, что ребенку хорошо, а что плохо.

Lilac комментирует...

Наталья, наверное, все детки собственники в большей или меньшей степени. Настя тоже свои игрушки давать не любит. Не считаю это проблемой, насколько возможно, учу ее делиться, но оставляю право выбора за ней. Это ее игрушки - хочет, дает поиграть, хочет - не дает. Думаю, с возрастом это пройдет.

Анна комментирует...

Что я для себя поняла, когда почитала разные околодетские книги: поскольку дети разные, садики разные, воспитатели разные - единого рецепта для всех тут нет и быть не может. Кто-то общительный уже с рождения, в год готов обниматься-целоваться в песочнице, кто-то убегает и сторониться. Для одних садик будет хорош и с 2ух лет, для других - едва ли с 5.. Изначальный характер не изменишь, из интроверта экстраверта не сделаешь. Совершенно согласна с Lilac - в первую очередь, присматриваемся к своему ребенку. Думаю, ребенка надо отдавать в сад, если он готов оставить маму, хочет общаться, для себя пока наметила возраст не раньше 3,5 на полдня (конечно, там посмотрим..), может с 4ех, когда будет самостоятельней. В идеале, хорошо бы объединиться нескольким многодетным семьям, помогать друг другу с домашними делами, в гости ходить - тогда б и решились проблемы разновозрастного общения, социализации и приобретения всяческих полезных навыков детьми. Но это мечты:))

Lilac комментирует...

Анна, собираться семьями почему-то очень сложно. У нас (3 мамы) тоже была задумка такая, по очереди приводить детей друг к другу, устраивать для них интересные игры (ну, например, ролевые или просто подвижные). Но вот с февраля никак не можем собраться - то болеем, то заняты. Так что со школой проще получается. Дети все действительно разные и из интраверта не нужно делать экстраверта, да это и не получится. Но и тем и другим все же жить в обществе, а значит, и учиться общаться надо. Просто у экстравертов, как мне кажется, это проще получается, с ними меньше работы в этом направлении. Настя у нас, скорее, интраверт. Раньше вообще не знала, как с детьми играть. Ходит вокруг, а как вступить в игру - не знает. Тут помогли так называемые речевые шаблоны, их у нас несколько, например "привет! как тебя зовут? давай вместе поиграем". С тех пор знакомится она легче гораздо.

Lilac комментирует...

Кстати, о глазах несчастного ребенка, о чем писала Ирина Климова. Вряд ли можно сказать, что у Принцессы Дианы были счастливые глаза. А в садик она не ходила, и в школу пошла только в 12 лет. До этого обучалась дома. То же самое можно сказать и о Марии Терезе, например. Кроме того, если так рассуждать, то можно получить выводы вроде таких: одну танцовщицу вместо нормальной работы продали в секс-рабство заграницей, с тех пор, когда я слышу слово танцы - зверею. И садики, и школы имеют однозначно свою пользу - при выполнении определенных условий со стороны родителей. Я как-то писала про малыша, которого частично воспитывает его тетя. Маме и папе он не нужен. Так вот садик для него - место счастья, и несется он туда с радостью. А садик самый обычный, родители его, естественно, особо не выбирали. Думаю, в той же группе есть и совершенно несчастные дети, которые потом скажут, что это было самое ужасное место на земле.