пятница, 5 марта 2010 г.

Пассивное чтение

Учить буквы мы начали рано, еще года Насте не было. Она их и произнести-то не могла, но пальчиком показывала. Где-то года в полтора начали учиться читать. Как оказалось, я открыла Америку через форточку и эта методика называется пассивное чтение, но в тот момент я действовала просто интуитивно. Рисовала ей, например, кота, а потом ее ручкой мы подписывали "кот", я несколько раз обращали внимание Насти на это слово. Иногда обходились без картинок, сразу писали целые слова ее рукой: мама, папа, баба, дед, Юна, Лада, писали имена всех родственников, и т.д. Но с картинками все же было интереснее. Особенно нравилось Насте делать это во дворе мелками. Когда на листе или во дворе было уже достаточно много надписей, просила ее найти, где написано то или иное слово. 
В это же время в школе в разделе пассивного чтения им показывали подряд карточки, на которых была картинка с подписью. Учительница быстро меняла картинки и просила: "Прочтите "ананас", - дети хором повторяли "ананас!", - банан, малина, ель, лиса... И так пару десятков слов.
Интересно то, что как я не пыталась разными методами привлечь ее к обучению чтению, Настя не хотела. Только этот прижился. Недостаток его в том, что в нем нет системы, и промежуточные результаты не очень-то видны. Иногда мне казалось, что мы вообще не продвигались. 
Еще в больших крупных надписях считали сколько каких букв и есть ли, например, у буквы "А" в этом слове подружка - такая же буква "А"?
Сейчас я пишу ей 3-4 слова и прошу показать, где написано конкретное слово. Еще иногда мы вырезаем слова, раскладываем их рядом и ищем, кто где спрятался.
Недавно провела эксперимент. В столбик на листе А4 написала штук 15 слов и просила Настю найти то или иное слово. Она их каким-то образом угадывает. Но если написать то же самое слово отдельно и попросить прочитать, скажет, что не умеет :)

2 комментария:

Светлана Билецкая комментирует...

И зачем так рано учится читать? ...

Lilac комментирует...

А зачем рано начинать вообще ребенка чему-то учить? Это просто развитие способностей. Мы не ставим себе сроков. Просто я стараюсь знакомить ее с разными областями жизни и знаний, в том числе и с чтением. Если ей что-то не нравится, я не настаиваю.