среда, 31 марта 2010 г.

Улыбнуло :)

Зашла в интернет-магазин развивающих игрушек и долго улыбалась с того, что я там увидела. Понравилось и описание и цена :) Первая развивающая игрушка примерно 41 дол.США, а бирюльки - 8 дол.

четверг, 25 марта 2010 г.

Ура! Английские книги!

Хочу поблагодарить наших друзей и авторов блога Юлию и Влада Романенко, а также их дочку Олю (думаю, это она выбрала книжку с лошадками:)) за прекрасные книги на английском языке, которые они нам передали из Ирландии. Просто потрясающие книги, прекрасная полиграфия, легкий текст, крупные буквы, очень интересные сказки! Мы с Настей когда развернули посылку, ее восторгу не было предела! 
-Мама, смотри!
Схватила первую попавшуюся книгу с горящими глазами.
-Почитай! И вот эту почитай! А вот смотри, про дракона! Почитай!
-Настя, выбери одну, почитаю! 
Жаль, что не сняла на камеру :) Сама не ожидала, что ребенок так обрадуется книгам. В первый же день прочитали полностью одну книгу из трех рассказов, в том числе про голодного дракона, который кушал барбекью с детками на пикнике. Сегодня начали вторую книгу. Приятно, когда у ребенка есть к чему-то интерес!
Еще раз огромное спасибо! 

Учимся выражать словами свои чувства

Настя уже не раз признавала сама, что она не права. И меня это радует.
Например, после пробного урока в школе, Настя в знак протеста начала разбрасывать свои вещи в раздевалке, бросила на пол пачку от сока и трубочку. За что я ее отругала - спокойно и без крика, но отругала. Она расстроилась и расплакалась. Я присела к ней и сказала:
-Настя, я не сержусь на тебя за то, что ты плакала на занятии. Тебе не понравилось - и ты имеешь на это право. Я не буду тебя насильно туда водить. Не хочешь - не придем больше. Но после занятия ты вела себя очень плохо. И вот за это я на тебя рассердилась и ругала тебя. Ты согласна, что ты делала неправильно?
-Да...
-Ты согласна, что я справедливо тебя наругала?
-Да...
-Даже если тебе не понравилось, ты не можешь сорить в школе. Там занимаются другие детки, которым нравится там и делать из школы мусорник - категорически нельзя. Вместо того, чтобы разбрасывать вещи, ты могла просто сказать мне: "Мама, мне не понравилось, давай больше не будем ходить сюда". Давай договоримся, что в следующий раз ты не будешь капризничать, а скажешь мне словами, что тебе не нравится. Мы договорились?
-Договорились.

Конечно, рассчитывать на то, что со следующего раза ребенок начнет только словами выражать свои эмоции - как минимум наивно. Но последовательное повторение все же дает свои результаты и Настя все чаще выражает словами то, что раньше выражала бурными действиями, слезами и невменяемыми истериками. Самое интересное, что ей самой нравится, когда удается выразить эмоции словами. Она так удивляется сама себе, что я невольно улыбаюсь: "Мама, смотри, я спокойно сказала, даже не плакала!" А я конечно, ее хвалю за это.

Еще один пример. Раньше, когда ее обижали, она начинала давать сдачи "с процентами". Потом мы поговорили о том, что не всегда люди поступают правильно, но при этом они не являются плохими людьми. Привела пример, когда она сама делала неправильно, но она же хорошая девочка, просто тогда сделала плохо. Объяснила, что если кто-то делает плохо, то не надо в ответ тоже делать плохо. Кто бы что ни делал, а ты должна поступать хорошо. Тебя толкнула Катя? Не надо толкать в ответ или затевать с ней драку. Скажи ей, что так делать некрасиво и предложи лучше вместе поиграть, попробуй подружиться. Это кратко :) 
В итоге, когда она в очередной раз попробовала те методы, которые я ей подсказала, а они не сработали и мальчик продолжал вести себя агрессивно, она сказала ему:
-Ты поступаешь некрасиво, я на тебя обиделась и играть с тобой не буду. Я пойду лучше поищу себе другого друга.
И пошла. Мальчик очень удивился и... побежал за ней :) В результате нашли себе еще одного друга и этого взяли в игру тоже. 
По-моему, не плохой результат :) Уф, но сколько сил, нервов, слов - язык уже просто распух...


Взрослые разговоры - о чистоте речи

Как-то идем с Настасьей, гуляем, а она меня спрашивает:
- Мама, а почему нельзя говорить плохое слово?
(Надо заметить, что к этому времени я ей уже несколько раз запрещала говорить некоторые слова, объясняя это тем, что слова плохие).
- А какое, Настенька?
- Но его же нельзя говорить.
- Ну ты скажи мне, я не буду ругать.
- Ёпэрэсэтэ...
В такие моменты понимаешь, что объяснения типа "потому что это плохо и все" не работают. Надо еще объяснять, почему плохо.
- Настя, смотри, у тебя есть одежда. Красиво, когда она чистая и аккуратная. Будет красиво, если наляпать на не грязи?
- Нет.
- Конечно нет. А тебе приятно будет играть с кем-то грязным?
- Нет.
- Вот точно так же и речь. Красиво, когда она чистая и аккуратная. Когда ты говоришь плохие слова, то пачкаешь свою речь и она становится грязной. Так же как тебе неприятно играть с грязными, с тобой тоже будет неприятно разговаривать. Поняла?
- Да.

Дальше внимание, родители!

- А вы? 

(И вопросительно смотрит на меня, подразумевая, что мы тоже периодически говорим плохие слова. Тут я решила сразу сдаться, потому что действительно ёпэрэсэтэ - наш грешок, как и блин. Мы, конечно друг друга одергиваем в таких случаях, но проскакивает все равно иногда).

- Да, Настенька, мы с папой тоже иногда говорим плохие слова. Но мы сразу же вспоминаем, что так делать не надо и стараемся больше так не говорить.

Вот такие у нас уже взрослые разговоры происходят... В очередной раз понимаешь, насколько ты важен для ребенка как пример. Но уж если мы действительно бываем неправы, лучше признать это честно перед детьми - во всяком случае, они будут знать, что родители умеют признавать свои ошибки и будут этому тоже учиться. В следующем посте напишу, как это происходит у нас.

пятница, 19 марта 2010 г.

Библиотеки

Я сама до недавнего времени думала, что библиотеки отмирают, и это уже прошлое. Да, действительно, школьники уже не пишут рефератов, а студенты курсовых работ в библиотеках так, как раньше. Много можно найти в интернете.
Другой вопрос - дети. Настя подрастает, потребности растут. Книги она очень любит и у нас уже закончились все ресурсы их покупать в том количестве, которое ее бы удовлетворило. Не к каждой книге она возвращается дважды. А есть и такие, которые вообще "не пошли" и стоят на полочке, собирая пыль. И вот подумалось мне: "А не пойти ли в близлежащую библиотеку?" и мы пошли. Что интересно, в библиотеке персонал оказался тот же, что и во время моего посещения курсов для беременных и меня вспомнили, чем не мало удивили. Хотя прошло почти 4 года с тех пор, как я там была последний раз. Я вообще была очень удивлена вежливостью и вниманием. Поговорили с Настей, предложили игрушки, порасспрашивали меня о житие-бытие. Мелочь, а приятно. Подробно показали, где что лежит, разрешили брать столько, сколько захотим, денег за абонемент не взяли. Все время закрадывалась мысль, где подвох :)
Настя от игрушек отказалась, углядела на самой верхней полке книгу про динозавров и сразу села ее читать, расспрашивать меня, кто как называется. Также находу придумывала названия тем динозаврам, имя которых не знала (например, элокилозавр :)), чем тоже посмешила библиотекарей. Конечно же, без этой книги мы домой не ушли. 
Издательства "Белый Город" у них не оказалось, но зато я просто потерялась в море красивых интересных книг, которые можно полистать и дать ребенку повыбирать самостоятельно.
Потом я углядела небольшую полочку с книгами на английском языке... Принесла стопочку, выбирай, говорю. Настя мне: "Мама, вот эту почитай, и вот эту, и эту тоже давай возьмем". Короче, гора книг. Сегодня вечером будет урок внеклассного чтения! :)
Я себе представила на минутку, сколько стоили бы все эти книги... И в очередной раз убедилась: библиотека - это хорошо! Будем там постоянными читателями.

Мультфильмы и дети

На тему влияния мультимедии на детей уже написано столько, что придумать что-то новое уже просто сложно. Все мы знаем, что нельзя детям долго смотреть телевизор, что нужно стараться выбирать добрые мультфильмы и не показывать (тем более на ночь) ужастики. Знать-то знаем, а делаем ли? 
Недавно на сайте с мультфильмами наткнулась на мультфильм "Бабка Ежка и другие". Вот его описание: "История маленькой девочки, по воле судьбы попавшей к сказочным персонажам, обитающим в дремучем лесу. Это - Баба-яга, Леший, Кикимора, Водяной, Кощей - герои русских народных сказок, так называемая «нечистая сила».
Однако в нашем мультфильме герои раскрываются совсем с другой, положительной стороны, принимая активное участие в воспитании девочки..."
Решив, что это будет хороший пример того, что не все то злое, что Бабка Ежка, скачала его и просмотрев только начало, которое мне очень понравилось, включила Насте. Так уж получилось, что включила его вечером, незадолго до сна. 
Вначале все было хорошо, малышка росла, герои за ней ухаживали, красота... А потом... За девочкой гонялся огромный змей, которому она отрубила голову и полилась кровь, потом еще подряд много ужасов - мост с черепами и всякими пугающими эффектами, змей горыныч, пытающийся убить девочку и т.д. 
Мультик я выключила, и переключила ребенка на книгу, потом добрую сказку на ночь. Результат - ребенок второй день кричит по ночам и просыпается от ночных кошмаров!
До этого мы смотрели мультики про Карлсона. Настя смеялась во сне и лепетала "Карлсунчик, дорогой!"
Так что правильно старые мультфильмы называют добрыми. По-моему, старые можно включать почти не выбирая. А вот к новым - особое внимание и смотреть от начала до конца, прежде, чем включить ребенку.
Поселить страх в душе ребенка легко. А вот как долго потом от него придется избавляться - вопрос...

четверг, 11 марта 2010 г.

О схеме садик - вуз

Довольно интересный вопрос, вокруг которого много дискуссий. Напишу несколько мыслей по поводу. 
Не будем рассматривать ситуацию с той точки зрения, что маме надо на работу, а ребенка оставить не с кем и он ходит в садик. Предположим, что у мамы есть возможность сидеть с ребенком.
У этой схемы есть свои преимущества и свои недостатки.
Вот в данный момент у нас стоит вопрос о целесообразности посещения школы развития для малышей. Я присутствовала на некоторых занятиях и могу сказать, что ничего сверхъестественного там не происходит. Все, что они там учат, Настя знает наперед. Ну, например, они там еще алфавит до конца не прошли, а мы уже не только алфавит весь знаем, но и читать потихоньку пытаемся. Кстати, под настроение Настя буквы даже пишет. Вот недавно писали вместе слово Настя: она пишет букву Н, я пишу А, она С и Т, я - Я. Да, это я отвлеклась.
Думаю, я вполне могла бы справиться самостоятельно с ее дошкольным образованием, а также с начальной школой. Но...
На первом же уроке стало понятно, с чем у Насти проблема и над чем нужно поработать.
Это проблема общения со сверстниками и проблема работы в группе. Дети, которые кроме этой школы, ходят еще и в садик, как-то проще решают вопросы взаимодействия между собой. Даже если кто-то кого-то стукнул или толкнул, ну и ладно, второй может даже не обратить внимания на это или толкнуть в ответ и все, через минуту все забывается, и дети уже улыбаются друг другу. Для Насти же это - целая проблема до слез, после которой она уже не может заниматься, зовут меня и оставшуюся часть занятия я провожу с ней. Самое главное, чему она там учится - общаться. Мое субъективное мнение: эффективное общение - самое главное качество успешного человека. Можно всему научить ребенка дома, с репетиторами, но научиться общаться можно только реально общаясь с людьми. 
Может, она, конечно, выберет судьбу отшельника, будет жить на острове и в полном одиночестве рисовать прекрасные картины, которые станут шедеврами на века. Тогда вряд ли я смогу сбить ее с пути какими-то школами развития, садиками и т.д. Просто все это будет напрасной тратой времени. Как говорят мудрые китайцы, "нельзя направить человека, давно идущего своим путем", или "сомневающегося толкни в любую сторону, если это не та, он вернется" ну и т.д.
Однако, гораздо чаще встречаю людей, которые не умеют эффективно (или хотя бы нормально) общаться.
Вообще Настя говорит, что в школу ходить не любит. Конечно, там надо делать все то, чего она не умеет! Но я настаиваю. Не в том смысле, что "я сказала, и точка!". Объясняю, уговариваю, показываю мультики про зайчика, который не хотел учиться ("живая игрушка"), объясняю на мультиках, рассказываю про соседскую девочку Лену, которая уже ходит в школу и т.д. И в школу мы ходим. У нее там уже есть друзья и ей это нравится. Очень мило смотрится, когда две подружки, взяв папки в руки, бегут по коридору - учиться, а после занятия угощают друг друга конфетками. 
Каждый раз после занятия мы обсуждаем, что происходило, что она сделала правильно, а где можно было поступить по-другому и какие варианты были. Многие ситуации мы научились решать, но конечно же появляются все новые и тут непаханное поле...
На прошлом занятии Настя без спроса решила сесть на кубик, на котором уже сидел Сашенька - хотела посидеть с ним вместе, как она мне потом сказала. Но Саша воспринял это как наглое вторжение на его территорию и не пустил Настю на свой кубик. Для Насти это была целая  трагедия! После занятия обсуждали, что у каждого человека есть право на личное пространство, а также время и вещи. Долго объяснялись, много примеров, много доводов, варианты Настиного и Сашиного в данной ситуации, прав он был или нет, права ли была Настя и т.д. и т.п. Я использую школу как учебный полигон, практическое применение знаний из книжек о хорошем поведении, а не как основной источник получения знаний.
Тут можно возразить, что ребенок учится общаться уже глядя на родителей. Это так, но это лишь маленькая часть умения общаться. Кроме того, ребенок уже знает кто как отреагирует, часто родители уступают в чем-то, а сверстники попадаются более упрямые и реакция на тот или иной поступок непредсказуема. В общем-то, ребенок и на детских площадках учится общению, но это упрощенная и облегченная версия. Он выбирает наиболее подходящего партнера для игр, с которым контакт удается без труда, и в любой момент может просто прекратить общение. В школе же другая ситуация. Ты должен уметь взаимодействовать и с тем, кто тебе нравится, и с тем, кто тебе неприятен и не по своему усмотрению, а ровно столько, сколько предписывают правила игры.
Это что касается обучения общению.
Другой момент. Часть занятия отводится так называемой сказке. Ребятам раздают роли или они выбирают себе сами (каждый раз по-разному), учитель подталкивает их к определенному сюжету, но на 80% дети разыгрывают события сами! Вот такая интересная забавка. А если задуматься? Дети проигрывают разные роли (активные, пассивные герои, добрые, злые, хорошие и плохие), учатся быстро реагировать и находить варианты действий (оперативность мышления), учатся быть раскованными и преодолевать стеснительность, развивают речь, творческий потенциал и т.д. и т.д.
Один раз самой активной девочке из группы дали роль ленивой белки. Любого Петю Пяточкина она отыграет на ура, а вот ленивая белка... Лежать и ничего не делать! Вот для нее проблема. Преподаватель молодец, она знает, у кого какие есть слабые места и помогает детям их развивать.
Конечно, можно и с мамой в сказки играть, и даже нужно, и все мамы это делают. Но той полноты ситуации все равно нет.
О работе в группе. Настя не любит ждать, пока до нее дойдет очередь. А приходится спокойно посидеть, пока и ей выдадут пластилин. Она сейчас хочет рисовать, а группа занята другой задачей и ей приходится принять правила группы. Она не хочет рассказывать стих, но без него не пустят покататься на Марусе (лошадка) и рассказывает. Ребенок должен в определенный момент уметь принять условия игры, когда это необходимо и в жизни не раз это придется делать. Но в то же время он должен осознавать, что все же обладает свободой выбора в эту игру не играть или выйти из игры в определенный момент.
Вопрос номер три. Как воспитать лидерские качества вне коллектива? Как стать лидером и повести за собой стадо, если ты не знаешь, как это стадо функционирует, если ты никогда не был внутри и не знаешь, о чем думают овцы? А также "чтобы правильно нарушать законы (правила стада), надо их хорошо знать".
Вопрос номер четыре. Все родители хотят, чтобы их ребенок вырос индивидуальностью, яркой личностью, выделяющейся из толпы (стада). Что предполагает, что жить он будет все-таки в стаде. Тут уже, как мне кажется, больше задача родителей, объяснить законы стада, законы индивидуальности и как увязать их вместе. Все это опять же на примерах. Самый простой: "Мама, а вот у всех девочек из нашего класса есть такое, и я такое хочу", или "Мама, сегодня все сделали вот так, а я поступила вот так, и Маша сказала, что я дура. Разве не так я должна была поступить?"
И еще один вопрос. У многих сейчас возникает мысль обучать ребенка дома, экстерном и т.д. А не возникает ли параллельно мысль о том, что в таком случае мы лишаем ребенка детства и незабываемых впечатлений? Я бы ни за что не хотела, чтобы меня лишили возможности ходить в садик и школу. И там и там у меня были свои проблемы, были и серьезные, были и слезы, в то же время была и радость. Моя лучшая подруга появилась у меня в садике и мы с ней до сих пор очень тесно общаемся, она крестная моего ребенка. И я помню, как мы в садике вместе рисовали классики и прыгали, играли в прятки, читали, пеленали кукол, делили булочки, бегали за ручки, менялись игрушками, танцевали танец снежинок на празднике и много еще чего. А в школе - это тоже друзья, при чем это особая форма дружбы, где ты не просто вместе играешь, это друзья "бедовые", с которыми учишься взаимовыручке, благородству (взять на себя вину за кого-то и почувствовать себя рыцарем, даже если ты девочка :), не рассказать, кто нашкодничал класруку, гордо дав ему понять, что знаешь, кто это сделал), и т.д. А все эти КВН, конкурсы, праздники, подготовка стенгазет, радость того, что что-то делается вместе, совместные походы к любимым учителям, радость каникул (а как можно радоваться каникулам, если ты обучаешься дома?), последний звонок, белые бантики 25 мая, выпускной и еще много чего. Разве обо всем напишешь?
Да, были и неприятности, были незаслуженные двойки, вредные учителя по некоторым предметам, но разве это вспоминается после окончания школы?
Ну и тренировку мозгов (разные области знаний) и обучение самоорганизации тоже никто не отменял :) Есть, конечно, огромные пробелы в нашей системе образования. Ну, например, обучение обращению с деньгами, поддержание и сохранение здоровья (хотя и есть предмет валеология), правила эффективного  общения. Вот это как раз можно дополнить самостоятельно. Или по необходимости какой-то другой предмет, который интересен ребенку, но который плохо преподается в школе.
Из отрицательных моментов - есть мнение, что в школе ребенка могут сломать, как личность. А вот это уже тоже задача родителей, чтобы не сломали. Говорить с ребенком о происходящем, помогать искать решения сложных ситуаций, подсказывать, как не дать себя сломать, если это происходит, в конце концов, говорить с преподавателями и вмешиваться, если без этого никак не получается. Кроме того, ограждать ребенка от жизненных проблем и неудач тоже глупо. Лучше объяснить ему, как относиться к неудачам (опыт) и как в следующий раз можно решить проблему. Вспомнился фильм "Близнецы" со Шварцем, которого ограждали от всех неприятностей и ограничили круг общения репетиторами и учителями. Только в фильме это все упрощенно - комедия все же, а вот в жизни будет, я думаю, больно...
С другой стороны, вплоть до нашего поколения почти все проходили схему садик-вуз (как минимум садик-школа), и среди нас есть и личности, и бараны, и те, кого сломали, и те, кого не сломали. Даже в пределах одного класса. А есть даже выдающиеся личности. Вот, например, Валерка Меладзе :) Троечник из НКИ. Дело, как мне кажется, не в схеме, как таковой, а в совокупности определенных факторов, которых слишком много, чтобы описать их в одной статье.
До недавнего времени родители почти полностью полагались на существующую систему образования и пускали события немного (или очень много) насамотек. Схема садик-вуз - работа работала. Наши поиски были в большей мере предоставлены нам самим или же даже перебивались рассуждениями типа "да как ты будешь жить со своими танцами? где ты будешь танцевать? и что будешь делать в 35-40 лет? Лучше иди учись на переводчика или бухгалтера, это всегда нужно".
Так вот, я считаю, что если рассматривать схему садик-вуз как второстепенную, направляя (прошу правильно меня понять) и помогая ребенку определиться, найти свое место в жизни, даже если его идеи бредовые, то пусть и садик и школа присутствуют в жизни ребенка. Из них очень много можно почерпнуть, о чем писала выше.
Вот такие мысли на тему. Приглашаю к обсуждению.

PS: вот нашла еще рассуждения мамы Натальи Задориной в блоге "Тайм-менеджмент домохозяйки или 1000 дней с пользой"  на эту же тему.

Изучаем календарь

С нового года у нас в доме висит календарь. Каждое утро мы передвигаем окошечко календаря, называем число, день недели, месяц. Так же проговариваем, будний день или выходной. Насте это очень нравится. Иногда просит назвать все это на украинском или на английском. Календарь очень полезная штука. По ней заодно и числа учим. Почему-то ей легко дался третий десяток, все числа от двадцати называет легко. А вот 11-19 - неуверенно.
Недавно Настя говорит: "Мама, мне уже так зима надоела. Когда весна будет?"  - "Скоро, - говорю, - скоро, мы уже два с половиной месяца зимы прожили, еще немножко осталось!" Показала ей наглядно на календаре, сколько зимы уже прошло, сколько осталось. 
-А что будет весной?
-А весной деревья будут цвести, цветы появятся, травка зеленая, тепло будет, будем часто на площадку ходить.
Каждый день с того момента считали, сколько деньков до весны осталось. То-то радости было 28 февраля! Только первого марта она меня спросила: "Мама, сегодня уже весна, почему все равно холодно?"
:)

Ориентация в пространстве

Настя уже давно знала, где право, где лево. А сейчас начала путать. Говорит "шаг на раво, шаг на плево". 
А недавно спросила: "Мама, а что такое горизонтально?"
Я сначала растерялась, а потом сообразила, как объяснить.
"Все, что мы ставим - это вертикально, а все, что ложим - горизонтально". Взяла блоки пластилина, и половину из них поставила торчком, а половину положила. После объяснения на пластилине Настя уже не путалась в этих понятиях.
Пробовала рисовать ей план дома. Но она не восприняла это занятие. Попробую повторить через время.

Одно и то же!

Настя в самый разгар болезни сама налила себе миску с водой (холодной!) и возится в ней руками, пока я чем-то занята. Застукав ее за этим занятием, говорю ей:
-Настя, ну что это такое! Я же просила тебя не трогать руками холодное, пока ты болеешь!
-Мама, попей сок! (подставляет мне к губам трубочку)
-Давай будем возиться в холодной воде, когда ты поправишься! Ну посмотри, как ты кашляешь, сопли в три ручья, а ты залезла в миску с холодной водой, кофта уже мокрая!
-Мама, это томатный сок (миска с водой), попей, на!
-Настя, давай договоримся, ты не будешь играть с холодной водой, пока ты кашляешь!
Смотрит на меня уставшим взглядом.
-Ой, одно и то же повторяется. Мама, не повторяй мне одно и то же!

воскресенье, 7 марта 2010 г.

Назад в прошлое

В начале осени хвасталась в блоге нашими первыми победами в плане здоровья. Обещала написать результаты позже. Вот оно это позже наступило.
Ну что могу сказать. После моря мы не болели 4 месяца - рекорд всех рекордов! Потом перешли на раз в 2 месяца, теперь вернулись в исходное состояние 2 раза в месяц без перерыва. Она заболевает, потом вроде уже выздоравливает, а через пару дней все начинается с новой силой.
Из всех двух десятков перепробованных методов повышения иммунитета не вижу результата ни от одного, кроме закаливания, а именно моря. Мы когда ехали, жутко переживали, потом решили, что пусть лучше болеет в Крыму на свежем воздухе, чем в Николаеве. И поехали. 2 минуты в море, 5 на берегу в теплой папиной футболке - дольше на берегу удержать не могли - и так в цикле несколько часов. В итоге не только не заболели, но еще и закалились и продержались аж 4 месяца после этого.
В этом году думаем вытащить ее 2-3 раза на море. Еще думаю заняться закаливанием. Подбираю методику. У кого есть опыт закаливания часто болеющих малышей - поделитесь, буду очень благодарна. 

суббота, 6 марта 2010 г.

И зачем так рано учится читать? ...

Прежде чем читать то, что я напишу дальше пересмотрите пожалуйста вот это:

Нам повезло. Мы увидим начало новой эры, новых людей, не таких как мы. Правда мы можем все испортить - хотели как лучше, а получилось как обычно. Для краткости людей и детей нового поколения я назову индиго. 

Индиго были и раньше. Но их было меньше, сейчас их гораздо больше и я надеюсь, что система их не задавит и они все же изменят мир. Микелянджело, Колумб, Коперник, Ньютон, Ломоносов, Эйнштейн и так можно перечислять долго, это все кого не устраивали общепринятые взгляды, это все кто открывали и находили принципиально новое. Это все те, кого сжигали на кострах за то, что они доказывали что Земля не плоская и не стоит на трех слонах.

Конечно есть министерства с благородными высокообразованными господами, которые предписали все и каждому что, где, как, когда и почему учить. Да имел я в виду все министерства. Бил Гейтс не имел образования, впрочем как и Стив Джобс, впрочем как и... можно тоже долго продолжать. Но выскажете: это же единицы, а все должны пойти в садик, потом в школу, потом в вуз, потом ..... Вот потому их и единицы, потому что родители убивают в детях ИНДИГО, они втискивают гениев в общие рамки, сами не понимают, что никто никому ничего не должен.

Сейчас вы меня затюкаете авторитетными мнениями официальной науки, это те самые светила науки, которые сжигали на кострах тех, кто утверждал, что Земля не плоская и не стоит на трех слонах. Их туда же где и министерства. Наука это хорошо. Шаблоны, рамки и зачесывание всех под одну гребенку - это не приемлимо.

Почему родители думают, что их дети не гении, не индиго, не самые лучшие во всем? Почему родители считают, что надо отдать в садик, школу и т.п. потому что там профессионалы, которые умеют воспитывать и развивать, а сами родители не могут? Жуть! Чужие дяди и тети знают и могут лучше чем родители, которые без слов понимают своего ребенка и чувствуют что он заболел, даже не ставя градусник. Бред!

Мое субъективное мнение в том, что родители должны ребенку только помогать, показывать ему все что есть в этом мире, как гид на экскурсии. Ребенок сам выбирает то, к чему лежит его душа (а не родитель со своим узколобым мнением: пойдешь в юридический потому что адвокаты загребают бабки лопатой), а родители только лишь создают условия, чтобы ребенок шел по пути который сам выбрал. 

Сейчас вы опять меня заплюете и скажите, что если ребенок не будет ходить в садик, школу, вуз и т.п. он обязательно станет бандитом, алкоголиком или наркоманом. Я не против школы или вузов, но я против системы и родительского унитарного управления ребенком.

Но нужно доверять своему ребенку, немного направлять, но не указывать когда ему начинать читать, заигрывать с мальчиками, разбирать двигатель автомобиля или изучать звезды в телескоп. Вот вам еще пример: Ричард Брэнсон! Сходите на Википедию или почитайте его книги. Миллиардер и он стал им, потому что его родители помогали ему носится с его бредовыми идеями.

Как всегда я написал эмоционально и резковато, но что уж тут поделаешь, вырвалось из самой глубины :) Никого не хотел обидеть, никого конкретного не имел в виду, поэтому не обижайтесь если что :)

п.с.

Давно хотел нечто подобное написать, но никак не мог подобрать заголовок. Спасибо Светлане Билецкой за заголовок и за то, что она активно пишет комментарии к нашим почеркушкам.


пятница, 5 марта 2010 г.

Игры и развлечения

Последние полгода Настя любит, как она говорит, "запасать на запасы". Запасы делаются из подножного корма и складируются в пакетики, корзинки, коробочки. Если Настя запасла орехи, шишки и грибы, то она белочка, если зернышки, раздобытые из пакета с крупой - то цыпленок, если печенье, сыр или корочки хлеба - мышка. Все это поедается в норке, сооруженной на кровати из одеяла. При этом на трапезу приглашается и мама мышка, курочка или белочка :) 
Еще она любит взять в пасть косточку (карандаш, палочку или любой другой предмет, который может сойти за косточку), при попытке отобрать кость - рычит.
Одна из любимых игр - в летучую мышь. Я - мама летучая мышь, а она мышонок. Я держусь за кольца спортуголка, она сидит у меня на животе и держится лапками за маму, а мама соответственно летит. Хорошее упражнение для мамы!
Недавно выдала, что она мочалка. Спрашиваю, а кто же я тогда? "Ты тоже мочалка!" - "А папа?" Тут не растерялся папа и сказал: "А я - Мойдодыр! Мочалок командир!"
Из последних папиных ролей - тиранозавр рекс. Интересно, почему у ребенка папа с тиранозавром рексом ассоциируется? Видимо, тиранозавр самый большой и сильный :)) А Настя у нас - эозухия, потому что маленькая и полосатая! Ну и периодически птеродактиль - когда папа подбрасывает.
Как-то я угостила ее яблоком. После него она съела еще кусочек морковки и капусты. Тут пришла бабушка и угостила ее петрушкой. Настя жует и говорит: "Ну я уже как травоядная вообще!"

Эра динозавров

Купили ребенку книгу про динозавров. Еще одна тема наряду с астрономией! Разглядывает картинки с комментариями: "Мама, мама, смотри, какие у тиранозавта рэкса зубищи!" Первые несколько раз называла ей динозавров, а теперь она сама рассказывает: "Мама, смотри, это - листозавр, а это - трицератопс, папа у нас тиранозавр рекс, а я - эозухия, потому что маленькая и полосатая!"
Играют с папой, папа подбрасывает Настю под потолок, Настя с диким восторгом кричит: "Мама, смотри, я птеродактиль!"


На фото: тиранозавр подбрасывает птеродактиля :)

Астрономия

В последнее время очень увлекается Настасья астрономией. Может долго разглядывать любые картинки, касающиеся небесных тел, довольно неплохо ориентируется в нашей Солнечной системе. Планеты знает все, астероид, метеор, метеорит, комета, спутник, созвездие, галактика - не новые слова для нее. Знает, почему Млечный путь называется млечным, почему у Сатурна кольцо, что планеты двигаются по орбите вокруг Солнца, знает, чем отличается планета от звезды, как меняется Луна в течение месяца и почему так происходит и много еще чего, чего я не знала даже в школе :)) Думала назвать любимую книжку по астрономии, но они все у нас любимые :) Особо удачной считаю "Малышам о космосе" издательства Ранок. Но с удовольствием разглядывает раздел по астрономии даже в детской энциклопедии для школьного возраста.
Разглядывая картинку Солнечной системы, называет все планеты, а когда доходит до Плутона обычно щекочет его: "Ой, Плутоник, тюти-тюти!" Это ж самая маленькая планета и к ней у Насти особые нежные чувства. 

Английский язык

У Настасьи уже достаточно большой словарный запас английских слов. Во время игры мы достаем наши коробки с игрушками, вываливаем на пол и Настя выполняет простые просьбы на английском типа: "Дай мне, пожалуйста, розового слоника, а теперь серого. Дай мне две кошечки. Покажи собачку. Положи в коробку".
Сейчас интереснее всего ей учить цвета. Палитра освоена вся включая промежуточные оттенки, фиолетовый, сиреневый и терракотовый цвет :)
На днях попросила рассказать ей сказку про красную шапочку на ночь. После рассказа на русском, попросила рассказать еще на английском. Практики у меня давно не было, но худо-бедно справилась, благо она еще не может оценить, насколько это было правильно и литературно красиво :)
Мультфильмы на английском отошли на второй план. Не смотрим давно. Зато две книжечки на английском уже до дыр зачитали. В одной книжечке счет до 10-ти. Выучив всех зверей и собственно счет, начала рассказывать, какого цвета каждая страничка.
Жаль, что проблематично оказалось найти английские детские книжки. Для школьного возраста уже есть сказки, а для таких карапузов - ноль материала.

Математика

В данный момент Настя умеет решать примеры на сложение-вычитание в пределах трех, иногда получается и до четырех, но еще путается, особенно если от 4-х надо отнять 3. Естественно, это примеры с птичками, конфетками и т.д.
Еще Настасья благодаря поэту Андрею Усачеву знает таблицу умножения. У нас она висит в комнате на стене, мы водим пальчиками по ней (заодно осваиваем, что такое таблица чисел) и рассказываем соответствующий стишок.
Самые любимые из них:
"В пирог вонзилась пара вилок,
Два на четыре - восемь дырок!"

"Дважды семь мышей -
Четырнадцать ушей!"
Понимания процесса умножения еще, конечно, нет. Но с другой стороны, мне кажется, что как раз и надо сложные вещи преподносить как простые.

Еще Настасья может очень быстро пересчитывать предметы. Недавно идем по дороге, бегут по другой стороне маленькие собачки. Настя на пару секунд обернулась на них посмотреть, поворачивается ко мне и говорит: "Мама, смотри, пять собачек бегут!"

Недавно привела меня к календарю и говорит: "Мама, называй числа". Назвала все числа месяца. "А теперь на английском!" Пришлось еще и на английском рассказывать :)
Вот такая математика.

Пассивное чтение

Учить буквы мы начали рано, еще года Насте не было. Она их и произнести-то не могла, но пальчиком показывала. Где-то года в полтора начали учиться читать. Как оказалось, я открыла Америку через форточку и эта методика называется пассивное чтение, но в тот момент я действовала просто интуитивно. Рисовала ей, например, кота, а потом ее ручкой мы подписывали "кот", я несколько раз обращали внимание Насти на это слово. Иногда обходились без картинок, сразу писали целые слова ее рукой: мама, папа, баба, дед, Юна, Лада, писали имена всех родственников, и т.д. Но с картинками все же было интереснее. Особенно нравилось Насте делать это во дворе мелками. Когда на листе или во дворе было уже достаточно много надписей, просила ее найти, где написано то или иное слово. 
В это же время в школе в разделе пассивного чтения им показывали подряд карточки, на которых была картинка с подписью. Учительница быстро меняла картинки и просила: "Прочтите "ананас", - дети хором повторяли "ананас!", - банан, малина, ель, лиса... И так пару десятков слов.
Интересно то, что как я не пыталась разными методами привлечь ее к обучению чтению, Настя не хотела. Только этот прижился. Недостаток его в том, что в нем нет системы, и промежуточные результаты не очень-то видны. Иногда мне казалось, что мы вообще не продвигались. 
Еще в больших крупных надписях считали сколько каких букв и есть ли, например, у буквы "А" в этом слове подружка - такая же буква "А"?
Сейчас я пишу ей 3-4 слова и прошу показать, где написано конкретное слово. Еще иногда мы вырезаем слова, раскладываем их рядом и ищем, кто где спрятался.
Недавно провела эксперимент. В столбик на листе А4 написала штук 15 слов и просила Настю найти то или иное слово. Она их каким-то образом угадывает. Но если написать то же самое слово отдельно и попросить прочитать, скажет, что не умеет :)