вторник, 8 декабря 2009 г.

Малышебезопасность

-Мэни, ты что, собираешься создать малышебезопасную природу?
-Малышебезопасную природу? Это просто смешно. (натыкая снежные шарики на каждую ветку)
-Мэни, нашему малышу расти в этом мире, ты не сможешь его изменить.
-Конечно смогу. Я же самый большой на земле!

(с) Ледниковый период 3. Эра динозавров.

Надо ли создавать малышебезопасную природу для ребенка? В определенном смысле да.  Например, розетки однозначно должны быть недоступны ползающему малышу. Но наша позиция - не доводить до абсурда, когда все углы оббиваются специальными резинками, чтобы не ударился, шкафчики с посудой перевязываются и запираются, а про ножи, иголки, пуговицы и утюги вообще не может быть и речи. Лучше обучать ребенка обращаться с этими предметами, рассказывать, показывать, делать вместе. Так малыш быстрее научится и раньше станет самостоятельным.
С другой стороны, дома еще можно создать более менее безопасные условия для ребенка, но в этом случае мир за пределами этих четырех стен становится зоной повышенной опасности. Получается примерно как в фильме Шварца "Близнецы" или "Последний киногерой" (так, кажется, называется).
Мы с Настей с самого раннего детства учились пользоваться всеми "опасными" предметами. Я ей много объясняла, по сто раз повторяла. Я чистила картошку - Настасья держала ручку ножа вместе со мной, сейчас еще и картошину держит своей ручкой. Я резала овощи - она тут как тут, опять за нож схватится и "помогает" :) И в мясе она колупалась, когда я его готовила. Сейчас так и спрашивает: "Мама, можно я в мяске поколупаюсь?" При этом она ничего, кроме мяса, не трогает, а если нос зачесался, просит вымыть руки, а потом только нос трогает.
Пуговицы я ей давала, когда ей было всего несколько месяцев. От запасливой прабабушки осталась целая коробка пуговиц, в которой она с удовольствием рылась ручками, выбрасывала их из коробки, рассматривала, я ей делала бусики. Естественно, только под присмотром. Даже на секунду не отходила. Чуть позже нашла туповатую иголку, вдела ей нитку, выдала носок и вот она его штопала до умопомрачения! Мама шьет свою одежду, а она рядом тоже при деле! Это одно из любимых занятий до сих пор. Вся посуда тоже была в зоне ее досягаемости. Она ее очень перебирать любила, в отличие от своей детской. Потом в нашей жизни появился утюг. Сначала вместе гладили, а потом я ей начала давать самой гладить свои футболки и папины. Ну, конечно, поглаженной вещь можно было назвать очень условно, но зато она гордо вопела на весь дом: "Смотри, папа, я тебе футболку погладила!". С ножницами мы уже давно дружим - с настоящими, а не детскими. Ну и т.д.
В какой-то момент возник интерес к спичкам. Пыталась играть и даже зажигать. Тогда папа объяснил и рассказал, что это, почему нельзя детям играть с ними, взял коробку и зажег одну спичку близко возле Насти. Она немного испугалась и смотрела на спичку, как завороженная.  Поднести руку к огню не решилась. После этого интерес к спичкам стал гораздо меньше.
В школе недавно мне пришлось присутствовать на части занятия (дочке 2,5 года). Учили букву И, педагог загадывала загадки про предметы на эту букву. Одна из них была типа такой: "Все обшивает, что сошьет - сама не надевает". Дети сидят, клипают глазами. Настя выдает: "Иголка". Преподаватель так удивилась, что в изумлении и с восторгом выдала: "Правильно, иголка! А как ты догадалась?" Я сказала, что она любит шить, чем еще больше удивила учительницу.
Конечно, такая учеба не обходится без потерь :) Часть тарелок и пару чашек в процессе изучения посуды Настасья разбила (но я была к этому готова и не ругала ее), пальцы иголкой уколола не раз (но не до крови, т.к. иголка туповатая), а недавно не рассчитала свои силы и обожгла краешек пальчика угюгом. Это неизбежно и везде соломки не подстелить. Но, видимо, именно так и приобретается жизненный опыт.

3 комментария:

Vlad Romanenko комментирует...

Танюшка, браво!
Молодцы, будем у вас учиться :)

Lilac комментирует...

Спасибо, спасибо :) Нам самим еще учиться и учиться. На днях напишу, у кого я учусь :)

Solaris комментирует...

ну у вас прямо институт благородных девиц дома! а танцы и пение как же?