пятница, 9 октября 2009 г.

Откуда растут ноги у детских страхов

Долгое время я не могла понять, в чем причина Настиного плохого сна. Сейчас прихожу к выводу, что причина плохого сна кроется в страхах. А вот корни страхов - это уже отдельный вопрос. Этих самых корней по моему мнению в нашем случае четыре.
Раздельный сон - корень зла номер один. Хорошо, если вам повезло и вы попали в число счастливчиков, дети которых без проблем спят отдельно в своей кроватке. А если нет? Лучше сдаться сразу, потому что война с ребенком за приучение его к раздельному сну, во-первых, ни к чему хорошему не приведет, во-вторых, усугубит ситуацию, в-третьих, вы ее все равно проиграете, но будет уже поздно исправлять последствия этого.
Изначально, внимая добрым советам добрых советчиков, ложили Настю спать отдельно - чтобы не привыкала, а то потом не отвыкнет и так и будет спать до конца дней своих с мамой и папой. Это было одной из причин частых пробуждений. Днем Настя жила в режиме 20 на 40 (20 мин. спим, 40 бодрствуем), а ночью начинался еще больший кошмар, эти интервалы сокращались вдвое и частота ночных пробуждений доходила до 18 (иногда с момента засыпания до нового пробуждения проходило не более 3-х минут и я не успевала даже дойти до своей кровати и лечь). Все мыслимые и немыслимые меры были приняты, кроме одной - нужно было просто ложить ребенка спать с собой.
Когда все это задолбало и вымотало окончательно (а Насте в то время уже исполнилось 10 месяцев), полезла в инет искать инфу - в блоги, форумы. В это же время мне в руки попала книга Ханхасаевой. Мамы, которые удосужились поискать информацию заранее об этом, и приняли решение о совместном с ребенком сне с самого рождения малыша, делятся своими наблюдениями о том, что первое время дети спят с грудью во рту, постоянно ощущая маму и убеждаясь в том, что мама 24 часа в сутки рядом, никуда не уйдет. Потом просто спят рядом. А потом во время дневного сна постепенно приучаются спать в кроватке, при этом мама находится в поле зрения, чтобы ребенок, пробуждаясь, видел ее сразу. Процесс приучения к раздельному сну заканчивается к году-трем (кому как повезет :)) Мы же сейчас (в свои три года) находимся в отправной точке этого процесса.
В этот важный период формируется чувство доверия ребенка к миру (к маме в частности). Если это чувство не удовлетворить в полной мере с самого начала, восполнить его в последствии будет очень трудно, если не невозможно. С 10 месяцев плюнула на все советы и начала ложить Настю спать с собой. Стало лучше - просыпались мы уже раз 6-8 за ночь. Правда с криками "Мама, мама!" и ощупыванием кровати, чтобы убедиться, что мама рядом. Кроме того, до сих  пор Настя засыпает и часть ночи спит у меня на плече, прижавшись спинкой к моему боку и крепко обнимая мою руку. Иногда мне все же удается поспать в той позе, в которой мне удобно или хотя бы просто повернуться на другой бок, но это до очередного пробуждения Насти. Со словами "Мама, мама, на ручку" Настя опять перебирается ко мне на плече. Иногда она просыпается со словами "Мама, мама, ты где?!", мне обязательно нужно тут же к ней прикоснуться и сказать "Я здесь, котик". Иногда этого достаточно, а иногда она еще спрашивает: "Ты не уйдешь?" или "Не уходи, мамочка!". В эти моменты понимаешь, что чувствовал ребенок, когда еще не разговаривал, пробуждаясь в отдельной кроватке и не видя маму. А что он чувствовал, когда мама, начитавшись Спока, не подходила к плачущему ребенку 10-15 минут, в надежде, что поплачет и уснет? А когда отрубалась и не слышала воплей, и к моменту маминого пробуждения ребенок плакал уже минут 40? А когда в добавок ко всему мама уходила на работу, ее не было целый день? А уходила я на работу, каждое утро наблюдая Настину истерику: "Мамочка, не уходи!"

Собственно, преждевременный выход на работу - это вторая причина страхов. Мама уходит, ребенок не знает, вернется или нет, и что такое вечер, когда мама обещает быть?
Третья причина - неудачная прививка, которая дала побочное действие на нервную систему. Об этом писала в самом первом посте "Прививки или обязательная вакцинация". Сделали все, что смогли, но до конца проблема не решилась и до сих пор мы наблюдаем у Насти последствия и реакции, возникшие после вакцинации (неожиданные беспричинные истерики, которые впервые появились именно после прививки).

Четвертая причина - запугивание ребенка взрослыми, как ни странно. Могу только догадываться, кто рассказал Насте про бабаев и волков, которые приходят и забирают деток, которые не хотят спать. Настя начала рассказывать об этих мифических персонажах, которые прячутся где-то в доме. Пришлось много раз рассказывать ей, что волки и бабаи живут в лесу, а не у нас дома, пришлось водить ребенка по дому и показывать, что никто нигде не прячется, что в доме живет мама, папа и Настя, а больше никого нет, что во дворе нас охраняет Юна, которая никаких бабаев вообще не пустит даже во двор и т.д. Но есть ситуации, в которых страх провоцирую я сама. Размышляя над этим в спокойном состоянии, понимаю, что делать этого нельзя. Тем не менее, случаются ситуации, в которых мне обязательно нужно, чтобы Настя вела себя определенным образом, а добиться этого не получается, время и нервы на пределе, и я говорю: "Сейчас оставлю тебя здесь и уйду". Или однажды возникла ситуация, в которой Настя очень плохо себя вела по отношению ко мне. Многократные объяснения, уговоры не помогали. Это был случай из числа тех 5%, о которых я писала в статье "Ложка дегтя". Я сказала, что если она не перестанет так делать, я обижусь и уйду. Не помогло и это. Договорились с папой о моем уходе и я таки ушла. Настя плакала, просила не уходить, папа объяснял, что так с мамой поступать нельзя, потому что... В этой ситуации мы добились того, что Настя так больше не делала, но выиграли ли мы бой или битву - вопрос. Настя получила подтверждение, что мама все же может бросить ее и уйти. Еще одна капля в чашу страха. Все это хорошо, но как не использовать этот метод - заставить ребенка что-то делать из чувства страха, даже если обязательно нужно добиться результата и это уже последняя мера? Как запретить себе этот волшебный почти безотказный прием, когда полтора часа укладываний истекли, никакие меры не помогают и ты уже взбешен, а ребенок готов тихо лежать и уснуть только после слов о том, что я сейчас уеду спать к бабушке, а ты тут будешь спать одна?
Кстати, взрослые очень часто используют этот метод - давление на чувство страха - по поводу и без повода. Думаю все мы не раз слышали, а некоторые и использовали, фразу "если сейчас же не перестанешь реветь, отдам тебя дяде и уйду".

Утром, просыпаясь, Настя любит рассказывать какие-то истории - то ли сны, то ли просто свои фантазии. Очень часто это истории типа такой: "Помнишь, я была маленькая и пошла в лес, сама. А там темно. Вижу домик. Зашла туда, а там никого нет, ни мамы, ни папы. Я была совсем одна и горько заплакала". Я сначала просто в ужасе слушала эти истории, а потом начала помогать ей придумывать продолжение, в котором мама пришла, как только она позвала, была рядом, защитила, обняла и т.д. Пока особого результата не вижу, но должен же быть хоть какой-то противовес. Вода и камень точит, глядишь, капля по капле таких рассказов, и страхов станет меньше.
Масштабы этих ошибок переоценить сложно. До сих пор я не могу себе позволить даже спокойно сходить в туалет, извините. Настя будет стоять возле двери, стучать и просить меня выйти.
У меня сейчас нет вопросов, почему ребенок не только плохо спит, но и боится засыпать. Не понятно, что делать и сколько это еще будет продолжаться. Очень не хочется, чтобы это переросло в фобию, которая будет преследовать ее всю оставшуюся жизнь. Кроме того, эмоциональное состояние ребенка тесно связано с состоянием физического здоровья. Так называемые тревожные дети болеют чаще. Настя - яркий тому пример.

Что делаю и что еще можно сделать
1. Уволилась с работы, сижу со своим чадом. Состояние здоровья не то что улучшилось, а в корне изменилось. Убрали ежедневный стресс - уход мамы на работу и отсутствие ее целый день. Спим вместе с 10 мес.
2. Сообщаю ребенку, куда и насколько собираюсь уходить. "Настя, я сейчас вынесу Юне кушать и зайду", "Я пойду на кухню, разогрею тебе молока", "Пришла бабушка, я пойду открою ей калитку и зайду вместе с ней", "Маме нужно пойти в магазин, ты пока поиграешь с бабушкой, потом ляжешь с ней спать, а когда проснешься, мама уже будет рядом. Хорошо?" Пробовала как-то уходить тихонько, чтобы не видела. Бабушка рассказывала, что Настя долго плакала, когда обнаружила, что меня нет и вела себя более беспокойно, часто спрашивала, а когда придет мама, в том числе просыпаясь во сне. Так что пусть лучше расстроится, но будет знать, что мама изподтишка не уйдет и не оставит, и вернется в такой-то момент. Лучше привязывать момент возвращения не ко времени, а к какому-то событию - как проснешься, когда станет темно на улице, когда вернешься с прогулки, искупаешься и т.д.
Утром я обычно встаю раньше, чем встает Настя. Раньше, просыпаясь и не увидев маму рядом, она сразу заливалась громким плачем. Потом я с ней поговорила и объяснила, что если она проснулась, а меня нет рядом, не нужно плакать, мама на кухне или в ванной. Можно меня просто позвать и я подойду или самой пойти на кухню - я там буду. Помогло, правда рассказывать это все пришлось где-то неделю каждый день, пока это записалось на корочку :)
3. Немного помогают успокоительные чаи. Завариваю и даю начиная с последневного сна и до укладывания вечером. Пробовали валериану в каплях и аромотерапию (лаванда), но не помогает вообще.
4. Стараюсь много гулять с ней пешком, а также на площадке, где можно активно полазить и выплеснуть энергию. Стоит недогулять (как и перегулять), как уложить становится крайне трудно и спит она мало. Планируем заказать спортуголок, чтобы в лютые морозы, когда гулять много по улице не получится, можно было дома поупражняться. Образовательные занятия частично перенесли на свежий воздух (например, учимся читать, считать и рисовать мелками на асфальте, читая вывески, считая птичек). Было бы здорово походить в бассейн, но подходящий находится в часе езды от нас на вечно забитой ветке маршрута и стоит очень недешево.
5. Прогнали из дома всех бабаев и волков, сто раз осматривали все возможные места, где они прячутся - никого не нашли, и Юне поручили нас охранять. Еще вместе с нами спит мягкая собачка Дружок, которая тоже нас охраняет.
6. Стараюсь держать себя в руках и не говорить ей, что оставлю ее и уйду. Хотя когда прошло уже полтора часа, а мы все еще не улеглись, все же срывается, что уеду спать к бабушке, а ты тут сама спи. После чего ребенок тихо тихо лежит и быстро засыпает. Иногда хочется с этого запугивания начать - чтобы не терять полтора часа сна и комок нервов (шутка).
7. Во время Настиных рассказов о том, как она была одна, придумываем продолжение вместе - со счастливым концом.
8. Были на консультации у психолога
. Не какого-то там, а заморского баклажанного, заезжего из другого города, разрекламированного, типа с большим опытом работы, семинар его стоил 200 грн. Получила советы типа побольше активности днем, перед сном спокойное чтение, рассказы, где мама всегда рядом и поможет, чаи успокоительные попить и выяснить, кто в семье кого обижает - в этом причина ее плохого сна, она так реагирует на несправедливое отношение между членами семьи. Глубокие мысли...
9. Кстати, у нас нет телевизора с самого рождения Насти. Думаю, это немаловажно. Ребенок не получает неконтролируемый поток всякой ерунды. Мультики предлагаем сами, без передозировки.

Вот такие пирожки. Приглашаю к обсуждению данной темы.
В блоге "Бизнес у камина" была начата эстафета о детских страхах. Статья так и называется "Причины детских страхов". В статье Ангелина описывала ситуации со своим ребенком, в частности рассказывает о страхе машин. Я даже не подозревала, что дети могут машин бояться.
Если Вам тоже есть что сказать в этой теме и Вы хотите поучаствовать в эстафете, пишите.


Правила эстафеты как всегда просты:
  • Написать пост
  • Оставить название Вашего поста и ссылку на него в комментариях
  • Ваша эстафетная статья должна содержать активную ссылку на этот пост
  • Если Вы передаёте или получили эстафетную палочку  - уважьте этого человека - добавьте в статью ссылку и на его блог


Вот еще несколько интересных на мой взгляд статей по теме:
Не шали - умрешь! 

20 комментариев:

ksuha комментирует...

Прямо мурашки по коже.....
Я думала у вас с рождения совместный сон, поэтому очень удивлялась тому, что Настасья плохо спит, и вы не высыпаетесь.

Vlad Romanenko комментирует...

Я В ШОКЕ!!!
Что тут еще скажешь... :(

Vlad Romanenko комментирует...

Неудивительно что говорят "первый ребенок - черновик". Все бы эти знания наперед... Для себя делаю вывод - побольше надо общаться с такими же как сам родителями (но не со старшим поколением ;). В идеале с теми, у кого взгляды на воспитание ребенка сходятся с твоими. Если есть возможность, советы все же лучше перепроверять через инет и просто делать для себя свои выводы.

Конкретно по теме, Танюша, посоветовать сложно, уж слишком у вас сложная ситуация.

Странно что ты пишешь насчет проблем с "перегулять". Я бы ожидал что после успокоительных процедур (купание, чтение) перевозбуждение должно пройти. Разве нет?

Lilac комментирует...

Да, любой совет надо проверять не только в интернете, но и пропустив его через свое сердце. Я последнее слово оставляю за ним. Но это мы сейчас такие умные. А первый год -самый важный!!! - столько ошибок наделали! Как перепуганные слушали старшее поколение и врачей.

Lilac комментирует...

"Все бы знания наперед" - это почти реально, если есть свеженькие предшественники. У нас таких не оказалось. Мы поздние пташки, у наших друзей детям уже по 10-11 лет. Спрашивать не у кого было. Тогда и время другое было и проблемы другие. И мужей пускали только в окошечко третьего этажа на ребенка посмотреть. Да и не помнят они уже о проблемах с маленькими - подростковый возраст - вот проблема! А блоги никто из них не вел. К несчастью у старшего поколения оказалась хорошая память :( Так что пишем блог не только для себя, чтобы помнить как оно было, но и в надежде, что он хоть кому-то поможет не совершить наших ошибок.

Slon комментирует...
Этот комментарий был удален автором.
Slon комментирует...

Может в вашей спальне на ночь сделать какое-то рассеянное освещение, какого-то успокающего оттенка?

Настя будет просыпаться видеть комнату, маму рядом и страхи будут рассеиваться?

Lilac комментирует...

ну так работаем над этим уже :) над освещением, мама уже и так рядом :)

бухтелка комментирует...

я вам искренне сочувствую, невыспавшаяся мама- это страшное дело. У нас тоже были проблемы с дочкой, но не в такой степени,я сдалась недели через полторы и положила с собой спать, не могу сказать что она не просыпалась и ворочилась и пиналась и хныкала, но покормить не вставая на автопилоте я ее могла.
мне тоже кажется что ребенка мучают страхи и сны, и первый из них страх потерять самого главного человека -маму. после года мы стали приучатся спать в отдельной кроватке, сначала дневной сон, потом вечером укладывал папа. я к тому времени перестала кормить грудью. не все шло гладко, очень много и долго ее приходилось укачивать на мячике мама прыгала и пела, это тоже растягивалось надолго и мне казалось что это никогда не кончится, ночник у нас горит до сих пор- но это скорее мне спокойней. нормализовалось месяцев через 3- 4, не знаю как у вас хватило терпения, у нас был шаг вперед, 2 назад, мощным стимулом спать отдельно- была покупка детского диванчка, он ей так понравился, что она с восторгом сама захотела спать одна. но и до сих пор она приползает ночью спать ко мне иногда под утро, я не ругаюсь, мне как будто чего то не хватает без нее, муж только ворчит.
второй момент с проблемным сном был когда она пошла в садик в год и 8 месяцев, физически она была готова, а эмоционально нет, стала просыпатся, плакать по ночам, мы сначала ограничили время пребывания в садике, водила не каждый день, зимой мы почти 2 месяца сидели дома, периодически болели и ребенок успокоился, сон наладился.играет значение просмотр мультиков перед сном, только добрые, а лучше почитать, тут и телесный контакт, прогулка перед сном было бы здорово, но у нас не получается
желаем вас спокойного сна

бухтелка комментирует...

я только хотела еще добавить, что все дети разные, вот сын с рождения спал спокойно в люльке без укачиваний, его главное не трогать было- положили и спит- мне казалось это чудо.
зато у него свой режим, он может до 11 вечера играть, а потом спать до 10 и мне проще не бороться и укладывать его час и 2, а дать возможность ему наиграться, а потом спокойно положить.
сложность именно в сочетании этих разных с дочкой режимов, она жаворонок и просыпается в 6 утра, вот тут маме и пригождаются мультики (шучу)
во всем есть свои плюсы- это утреннее время я могу полностью посвятить ей, можно что-то приготовить вместе или еще чем то тихонько позаниматься, а когда просыпается сын они уже шумно возятся вдвоем, а вечером наоборот, сына занимаю, что не мешал, но потихоньку и режимы у них выравниваются, стараюсь теперь одновременно спать класть

Lilac комментирует...

Бухтелка, спасибо за добрые слова! Поддержка тоже важное дело. А про диван для Насти мы уже думаем давненько, но у меня чувство, что она никакой самый красивый диван не променяет на мамин бочек :) Но делать что-то надо и будем пробовать все.

Анонимный комментирует...

Странно, искал совсем не это, гугл выдал Ваш сайт, и судя по всему не зря, есть что почитать! Goodwork!

Lilac комментирует...

Спасибо :) Давайте знакомиться?

Ангелина комментирует...

Татьяна, спасибо за участие в эстафете!

inna комментирует...

Здравствуйте, понедельник – день веселый на Блоги Мам!
Многие мои знакомые укладывали своих детей отдельно почти с рождения, сейчас никаких проблем нету, дети спят у себя, родители - у себя. Думаю, тут совета одного для всех не может быть, надо рассматривать каждую ситуацию отдельно.

Lilac комментирует...

Да, Инна, согласна. Именно об этом я и писала в статье :)

Anna and Alis комментирует...

Спасибо, что поделились своим опытом. На самом деле, в статье столько полезных моментов! Теперь я знаю, что не стоит запугивать ребёнка. Хотя, пока я ещё и не успела начать - дочка ещё совсем маленькая. Спим мы раздельно с самого начала, но если что - сразу заберу к себе. Правда, я сама боюсь спать с ребёнком - надо быть очень чуткой и спать в одной позе, чтоб не задеть...
Я надеюсь, что у вас всё уже наладилось со сном у Насти. СТрахи должны уйти, ведь вы сделали много и многое изменили.

Lilac комментирует...

Анна, спасибо большое. Хорошо, что можно сейчас вот так делиться опытом. Мне бы такую статью во время беременности :) Но - интернет-мамой я стала 3 года назад, а ребенку сейчас уже пятый год пошел. Эти первые два года - сколько упущено и сделано не так! Вот и пишу о своем опыте, чтобы может другие мамы сделали лучше и правильнее. Удачи вам!

Anna комментирует...

Спасибо! Вы на самом деле оказываете неоценимую помощь мамам, поверьте!

Lilac комментирует...

Девушки, спасибо большое Вам! Меня очень вдохновляют такие слова и я рада, что мой опыт кому-то пригодился.