вторник, 15 сентября 2009 г.

Насте 2 года и 10 мес.

Настя так сильно меняется в эти 2 месяца, что даже не знаю, о чем написать :))

Период вопросов
Начался период вопросов. При чем спрашивает не просто "что это?", а пытается дойти до изначальной причины и участников ситуации. Например:
-Мама, что это?
-Это сломанный фургон.
-Почему сломанный? Кто его сломал?
-Дядя шел и сломал.
-Какой дядя, как его зовут?
-Дядя Петя.
-Какой дядя Петя?
-Который живет вон в том доме.
-А его поругали?
-Конечно!
-А зачем он сломал?

И так до бесконечности! Иногда уже заканчиваются и силы и фантазия отвечать на такие вопросы, которых тысячи за день!
Самый любимый тип вопросов: "Кто что хочет?" В общем-то правильный тип вопросов - главное в жизни знать, чего хочешь ты и чего хотят другие :))
Слышит, как малыш плачет.
-Мама, что малышик хочет?
-Кушать хочет.
-А почему плачет?
-Маленький еще, не умеет разговаривать, поэтому плачет.

Заплакал другой малыш.
-А этот малышик что хочет? Что он просит?
-А этот хочет спать.

Залаяла собака.
-Что маленькая собачка хочет? Что ли гулять?
-Да, гулять хочет, поэтому лает.
-Как ее зовут?
-Дружок.
Выбегает соседка баба Муся, вспоминая мать этой самой собаки, которая спать ей не дает.
-Кто ругается?
-Баба Муся.
-Кого ругает?
-Собачку.
- А чиво?
-Потому что она лает.
-Лает потому что гулять хочет?
-Да.
-А баба Муся что?
-А она говорит, что собачка пойдет гулять попозже, а сейчас ей надо помолчать чуть-чуть.

Уф...

Мама, спой мне про...
А дальше на что фантазии хватит! "Мама спой мне про елочку". Это легкая задачка. Потом начинаются посложнее - про белочку, ежика, волка, кита, и т.д. Вспоминаю стихи про них и пою, придумывая мелодию находу! Иногда стихов не находится и получается уже такое: Машинка, машинка, пойдем копать картошку! Гы... Зато Настя хохочет от такого взахлеб!

Плач
Настя сильно упала на улице и забила колено. Стоит и вопит так, что из окон народ начинает высовываться. Таких воплей я сама еще не слышала. Глядя на рожицу своего дитяти стало смешно. Я присела к ней и тихо говорю, едва сдерживаясь от смеха: "Настя, ты не так громко вопи, а то мама оглохнет и ничего слышать не будет, будет у тебя глухая мама!" Настя одновременно начинает и плакать и смеяться. Потом опять переходит в рев. Я ей опять: "Настя, тише, мама оглохнет. Что-что? Ничего не слышу! Что-что?" Тут опять начинается ха-ха. Еще полминуты таких "что-что?" и Настя окончательно забывает о том, что надо плакать. Потом мы договориваемся, что придем домой и раскажем папе что Настя упала... а дальше как сказка у попа была собака :)) Оговоривая подробности того, что и как мы будем рассказывать папе, Настя уже не вспоминает о больном колене.

Уговор - дороже денег!
Как я поняла, с ребенком главное обо всем договориться! В последнее время стали часто пользоваться общественным транспортом. Маршрутки часто забитые, ждать пустую - дело долгое и бесполезное. Садимся в любую. Уступят место - хорошо, нет - ну и ладно. Старенькие бабушки всем сердцем место уступили бы, но здоровье уже не то. Предлагают ребенка на руки взять. Раньше Настя - ни в какую, до истерик. Пару таких ситуаций - когда место не уступили, а на руки она не села, натолкнули на мысль с ребенком на эту тему поговорить. Объясняю:
-Настенька, если тетя предлагает взять тебя на ручки - садись. Мама будет рядом и никуда не уйдет, а когда надо будет выходить, я тебя у тети заберу. Просто ты еще маленькая, тебя могут не заметить большие дяди, наступят на ножку, будет больно. Могут толкнуть, придавить или машинка резко остановится и ты упадешь. А на ручках тебе будет хорошо. Только ты сиди тихонечко, не ерзайся, чтобы тете было удобно. А когда встаешь - скажи спасибо. Тетя могла тебя и не брать, но ты ей понравилсь и она решила помочь тебе. Надо поблагодарить.

По ходу разговора еще тысяча вопросов - а не задавят ли маму, а не упадет ли мама, а почему машинка качнется :)) Но результат - ребенок без разговоров садится на ручки, сидит тихо, благодарит, когда уходит.

Воспитание на ушко
Еще один важный на мой взгляд момент. Надо ли ребенка ругать? Наверное, в определенные моменты надо. Вопрос как это делать. На площадке часто замечаю, что взрослые ругают детей просто для того, чтобы все другие взрослые видели - смотрите, я реагирую на неверные действия ребенка и воспитываю его! Например, ребенок разбрасывает песок, а рядом сидят другие детки. Можно попасть в глаза, просто даже на голову. Надо объяснить, что делать этого не нужно. Одна мама кричит: "Что ты делаешь? Разве так можно? Тут же детки другие сидят!" И по заднице его. Ну и дальше по тексту, но так, чтоб все слышали. Я в таких ситуациях по привычке иногда говорю: "И-и-и!" Потом быстро беру себя в руки и тихо спокойно зову Настю к себе, объясняю на ушко все то же самое, что кричала другая мама на всю площадку, прошу так больше не делать. Обязательно получив ответ: "Хорошо", отпускаю опять к деткам. Если повторяется опять - снова на ушко то же самое плюс обещание уйти домой сразу, как только такое еще раз повторится. Иногда повторяется третий раз (очень редко) и таки уходим - опять же тихо, без скандала и крика. Настя уходит со слезами, но без истерики, потому что хоть и маленькая, но прекрасно понимает, что заслужила.
На мой взгляд, ругать нельзя даже при бабушке и дедушке.

Опасные предметы
По ходу жизни, Настя часто видит, как родители режут что-то ножом, пользуются степлером, ножницами, утюгом и т.д. Решили ребенка не оттаскивать от них, а учить пользоваться. Объяснили, где держать степлер, куда нельзя подставлять пальчик, что будет, если подставить, всунули туда краешек бумаги и показали, раскрыли и показали острые края вылетающей скрепки и т.д. В итоге ребенок сам расстрелял все заряженные скобы в лист бумаги с неописуемым восторгом! Ножом часто режем вместе - Настя держится за рукоять вместе со мной. Детские ножницы толком не режут, Настя расстраивается, что не получается. Пришлось дать те, которыми мама режет. Тоже все объяснила, показала, но пока режем вместе. Одно из любимых занятий - искромсать лист бумаги. Уже начали вместе гладить. Из резетки разрешаю вилку вынимать. Включать только с мамой. Все с проведением полного инструктажа по технике безопасности :)
Когда готовлю, разрешаю трогать мясо и играть с ним на кухонном столе - с объяснением, что ничего трогать после этого нельзя, сначала вымыть руки. Ей очень нравится это занятие. Она берет два кусочка и говорит: "Мама, смотри, какое чудище! Это чудища!" И рычит.

Мамина помощница (и папина, конечно:))
Помогает всем во всем! Приятно! Несет с мамой тяжелый рюкзак, с папой сумку с продуктами, когда красили в доме, взяла маленький валик и тоже помогала (дали ей покрасить еще некрашенную стену), вместе шпаклевали старенький стол, вместе гладим, режем, месим тесто и т.д. Часто Настя спрашивает: "Мама, ты сама справишься?". А я отвечаю иногда, что не справлюсь без ее помощи или что могу справиться и сама, но если Настя поможет, мне будет легче.

Что положено, а что нет?
Как-то раз употребила слово "положено". Настя попросила пряник, а я сказала, что дам его только после того, как поест кушку. Настя быстро кашу уплела. Я говорю: "Ух ты, ты всю кашу съела! Так тебе теперь пряник положен?" Пришлось объяснить значение слова :)) Зато оно ей так понравилось, что теперь часто она спрашивает: "Мама, я уже здорова. Мне мороженное положено?" или "Мама, а тебе положен шоколад?"

Справишься?
Стала периодически ставить под сомнение умение Настасьи делать что-то. Начала с того, что Настя точно умеет сама делать. "Ты сама штанишки снимешь? Справишься? Или помочь тебе?" - "Справлюсь, справлюсь!" - "Да нет, наверное, не справишься." Настя с удовольствием демонстрирует, как сама сняла штанишки и подбрасывает их вверх как победный флаг! Потом я начала спрашивать, справится или она нет с тем, что еще делает неуверенно, через раз. Она так старается справится, что начало получаться. Это превратилось в интересную игру - когда я сомневаюсь и спрашиваю, справится ли она, а Настя доказывает, что уже большая и справится.

Болезни - нет! Здоровью - да!
Настя покашливает, а мы идем в городок Сказка.
-Настя, что за кашель?
-Мама, я заболела.
-Настя, даже не думай об этом. Если заболела, тогда возвращаемся домой, пьем горькие лекарства, делаем уколы в попку, никуда не ходим, потому что ты можешь заразить других деток, ездим в больницу на процедуры, и мороженное тебе не положено. Мороженное только здоровым деткам. Так что, идем домой лечиться или в городок Сказка гулять с детками, кататься на качелях и есть мороженное?

Все, Настя уже здорова :))
Кстати, когда она болела, я пару раз при ней демонстративно ела мороженное, объясняя, что ей нельзя, потому что она болеет, мороженное только здоровым. А мне можно, потому что я здорова. Давала один-два разика лизнуть, чтоб завидно стало. Вообще стараюсь всеми способами показывать, что болеть невыгодно. А здоровье - это хорошо. Вроде пока работает :))

Салфетки - такие разные!
Откуда это стремление к чистоте - не знаем, но месяцев с 6 Настя стала вытирать ротик, когда кушает, тем, до чего дотянется. Выделили ей салфетки. Сейчас ситуация с салфетками такая. Настя, кушает, как начинает течь по подбородку или запачкались ручки, она просит: "Тряпу, тряпу!" Тряпку, в смысле :) На самом деле, тряпками она никогда не вытиралась, почему просит тряпу - не известно. Даю ей стопку столовых салфеток, она сама их берет, сколько нужно. За одно кормление уходит около 5 салфеток. Это салфетки для ротика.
Гуляем на улице, запачкала руки. "Мама, дай мокрую салфетку!" Это салфетка для ручек.
Плачет: "Дай для слез!" Даю одноразовый платочек. Вытирает слезки. "Для соп!" Теперь надо дать чистую салфетку для сопелек. Та, которой вытирали слезы не подходит. Когда Настя заметила, что я ей пытаюсь подсовывать ту же салфетку, которой она слезы вытирала, она стала после вытирания слез скомкивать ее, чтобы повторно уже не предлагали :)
Еще есть салфетки для попки (туалетная бумага). Как-то под рукой не оказалось салфетки для слез, облом было идти, предложила ей туалетную бумагу. "Мама, это туалетная бумага! Дай для слез!" Блин, еще и не все подходит!
Итого у нас есть:
1. Салфетки для ротика и ручек во время еды
2. Салфетки для слез
3. Салфетки для соп, как говорит Настя
4. Влажные салфетки для улицы
5. Салфетки для попки

Мультики - до тошноты!
Стараюсь поменьше усаживать ее перед монитором. Телевизора у нас нет вообще в принципе. Думаю, через пару годков она сама усядется за монитор, а пока хочу поберечь ее зрение и не только. Прошел где-то месяц, как она последний раз смотрела мультики. Все это время находились интересные занятия и было не до них. Тут вдруг Настя попросила мультик. Папа на нашу голову включил Том и Джери. Мультик оказывает магическое действие на Настю - сидит и смотрит и смотрит. Решила не ограничивать. Просит про Томи и про Бджери - включаю один и тот же диск. Вот уже вторую неделю его полируем. Вчера наконец-то сказала: "Мама, мне надоело." Слава Богу! Думаю, еще пару деньков и надоест совсем.

Учимся благодарности
В общем-то я особо не настаивала, чтобы она за все благодарила, но как-то само получилось. Не улице: "Мама, я хочу пить". Протягиваю ей бутылку, а она целует мою руку и голосом, как будто я ей месяц пить не давала, говорит: "Мамочка, спасибо тебе за воду!" В шоке не только окружающие, но и я сама. Мороженное поела: "Спасибо тебе за мороженное, очень вкусно!" И обязательно поцеловать. Сегодня подходим к Сказке, Настя: "Мама, я хочу в Сказку". А я ей: "А мы уже подходим, вон там ворота, видишь?" - "Мамочка, спасибо тебе!" И опять целует в руку.
Приношу ей тарелку с пюре: "Мамочка, спасибо тебе за картошку!" Мне иногда аж неудобно :)
Кстати, я сама стараюсь не забывать о благодарности. "Настенька, ты помогаешь мне сумку нести? Спасибо тебе, солнышко мое!" или "Ты дала мамочке отдохнуть, спасибо тебе, родная. Ты у меня такая добрая и заботливая растешь, маме очень приятно!". "Ты согласилась пойти сама ножками? Спасибо тебе, у мамы спинка отдохнет". И т.д.

Признаем ошибки и просим прощения
Иногда случается, нечаянно ударю ребенка, она начинает плакать. Я ей говорю: "Прости меня, пожалуйста, я нечаянно, я не заметила тебя (целую ушибленное место). Котик я не хотела. Ты простишь меня?" Настя всегда с удовольствием прощает. И сама тоже иногда, бывает заиграется, разбесится и меня ударит. Особенно часто бывает когда я пытаюсь почмокать пупик, а она отбивается руками и ногами. Тоже говорит, что нечаянно и просит прощения. Или как-то я на нее обиделась и ушла (за угол дома:)) Папа с ней проводил беседу по понятиям, я вернулась, Настя говорит: "Мамочка, прости меня пожалуйста, я больше так не буду" и целует в щечку. Ну как не простить? :)

Ты меня уважаешь?
Когда отдыхали в Алуште, возникла ситуация. Дома Настя привыкла кататься или на руках или в коляске. Ну не хочет ножками по улице ходить и все тут. В Алушту коляску не брали. А весит кабасик уже не знаю сколько. Потаскали ее 2 дня поочереди, потом у папы отвалилось колено, а у мамы спина окончательно. Ну что делать? Первые 2 дня применяли стандартные методы воспитания - подкуп, шантаж и угроза :) Дойдешь до конца этого дома, чуть-чуть понесу на ручках. А поскольку что такое чуть-чуть ребенок еще не знает, то выселить его с рук когда чуть-чуть закончилось было проблемой. "Мы идем в кафе. Если будешь идти сама ножками - мы тебя угостим". "Дойдешь до дома сама - тебе вкусненькое". "Ну раз не можешь идти, оставайся, а мы с папой пойдем". Ребенок идет, но вопит всю дорогу, просится на руки, действует на нервы, обрывает все, что можно оборвать и измучивает нас так, что просто слов нет. На третий день я призадумалась. Получается, что мы как на рынке и торгуемся с ней за каждый сантиметр пути. В принципе торг периодически Настю устраивает и она соглашается идти. Но... Захотелось с рынка уйти.
В очередной раз, когда она попросилась на ручки, я ее взяла и провела примерно такого содержания беседу.
"Настя, понимаешь, есть такое понятие в жизни, как уважение (привела примеры, объяснила на пальцах). Ты сейчас ведешь себя как эгоист, потому что думаешь только о себе и о том, чего ты хочешь. Это очень плохо. Ведь есть еще мама и папа. У нас тоже есть свои желания и своя жизнь. Вот сейчас ты фактически говоришь: "Мне все равно, мамочка, что у тебя болит спина, я хочу, чтобы ты меня несла. Можешь ты или нет - мне все равно". Это говорит о том, что ты не уважаешь меня и мои чувства. Мне очень неприятно это. Так не поступают с людьми, которых любишь. Людей, которых любишь, надо жалеть, беречь и давать отдыхать. (опять примеры, как это надо делать, мое бережное отношение к папе, к бабушке и т.д.). Пожалуйста, я прошу тебя, дай мне отдохнуть, у меня очень болит спинка."
Слезает с рук и идет ногами. Вообще-то я не ожидала, что Настя поймет такой взрослый разговор с использованием понятий уважение, эгоизм, бережное отношение к близким. И сама была удивлена. Я так обрадовалась, что сразу поблагодарила Настю за то, что она дала мне отдохнуть и похвалила ее за то, что она стала взрослее.

Сказка на ночь
Кроме любимых сказок на ночь, есть у нас еще одна. Это позитивная установка.
"Мы сегодня так много сделали, теперь надо немножко отдохнуть. Ты у меня умница, ты сегодня (дальше что сделала хорошо сегодня). Ты уже такая здоровенькая, маме очень нравится. Ты самая замечательная девочка, я тебя очень люблю. Я очень рада, что ты у меня есть!"

Комментариев нет: