суббота, 10 января 2009 г.

Раннее изучение иностранных языков

В течение последнего месяца мы столкнулись с ситуацией, когда ребенку вроде бы все предыдущие занятия надоели, а новые мы еще не придумали. У папы возникла мысль учить ребенка английскому языку. Потом появилась в блоге статья Жени про то, как она учит ребенка английскому. Может, это и хорошая идея, но что-то внутри меня говорит «нет», рано еще. Возникла бурная дискуссия. Как научить ребенка словам – понятно. Тычешь в собаку и говоришь «собака, дог». Непонятно другое. Как ребенок в 2 года не будет путать «собака» и «дог»? Не получится ли ситуация, когда ребенок скажет мне «мама, вон дог побежала», или «дай мне кап чая».
Другое дело, когда изучение иностранного языка обусловлено необходимостью – интернациональная семья, или переезд в другую страну. Ребенок с мамой разговаривает на русском, с папой на английском, или дома на русском, в садике на английском. Тут есть четкое разделение и путаница вряд ли возникнет. Но какой смысл в 1,5-2 года начинать учить английский в наших условиях? Если из боязни, что ребенок будет испытывать трудности в изучении языка «потом», то это не имеет оснований. Я не имела представления об английском вплоть до института. А потом за 2 года с хорошим преподавателем (просто в группе, без индивидуальных занятий) выучила до свободного уровня, позволяющего писать статьи и изъясняться без затруднений на международных конференциях.
Мне кажется, дело скорее в том, насколько развита та область мозга, которая отвечает за легкое овладение иностранным языком. Может, уроки музыки и танцев в детстве сыграли определенную роль, может, что-то еще.
В 2 года у ребенка еще такое непаханое поле для развития мозга и тренировки разных его областей, что можно только позавидовать! Рисование всеми доступными средствами, лепка, игра на фортепиано (кстати, Настя здорово показывает как прыгает зайчик, как бежит волк, ходит мишка, как дует ветер, капает дождь и т.д.), танцы, всевозможные сортеры, конструкторы, буковки, циферки, стишки, письмо, физкультура, ролевые игры, да еще бог знает сколько занятий! С таким набором, думаю, все части мозга будут задействованы! :)
В поисках информации полезла в инет. Первая статья, на которую я наткнулась:
Автор статьи: Карникова Е.А., учитель английского языка
«Большинство исследователей сходится во мнении, что специальные занятия иностранным языком можно проводить с детьми 3 - 10 лет, до 3 - бессмысленно, после 10 - бесполезно надеяться на положительный результат, который возможен лишь для незначительной части учеников, тех, кто обладает коммуникативными и лингвистическими особенностями выше среднего уровня. Лучше всего изучать иностранный язык в 5 - 8 лет, когда система родного языка ребенком уже достаточно хорошо усвоена, а к новому языку он относится сознательно. Именно в этом возрасте еще мало штампов речевого поведения, легко по-новому "кодировать" свои мысли, нет больших трудностей при вступлении в контакт на иностранном языке. Если методическая система построена достаточно грамотно с лингводидактической и психолингвистической точки зрения, то успех в овладении предлагаемым ограниченным языковым материалом и создание необходимых предпосылок для дальнейшего усвоения любого иностранного языка обеспечен практически всем детям. (Обучение иностранному языку дошкольников/ обзор теоретических позиций. Иностранные языки в школе. №1. 1990. С. 38 - 42.)
Критерии организации занятий по английскому языку для дошкольников. Формы обучения должны быть направлены не на усвоение как можно большего количества лексических единиц, а на воспитание интереса к предмету, развитие коммуникативных навыков ребенка, умение выразить себя. Важно добиться определенных качеств владения материалом, что должно позволить ребенку при минимуме средств, предполагая последующее нарастание языковых единиц в компетенции ребенка, использовать их ситуативно, и осмысленно.
Может ли изучение иностранного языка способствовать улучшению произносительных навыков на родном языке? Некоторые логопеды, психологи, считают, что для развития речевой функции, а именно для "разработки" артикуляционного речевого аппарата ребенка следует заниматься английским языком. Важно избежать смешения в языке ребенка английского и русского произношения, поэтому при нарушении речи у ребенка (примечание Lilac: а в 2 года речь еще далеко несовершенна) следует повременить с изучением другого языка.»

8 комментариев:

zhenya комментирует...

Не помню, чьи слова "мне уже много лет, но я отчетливо помню обои в детской". Так почему бы не заполнить память ребенка яркими впечатлениями! Другой язык - это тоже впечатление. Подходите индивидуально: если чувствуете, что ваш малыш готов сделать этот шаг - изучайте! Методик полным полно. Делятся на 2 категории: 1) полностью погружать ребенка на какое-то время в мир иностранного языка, ни слова родного и 2) параллельно с родным давать объяснения на иностранном языке.
Если считаете, что малышу еще рано, но самим очень хочется :) - играйте! Пусть отдельные слова, выражения будут "фонариками" в обычной речи, которые загорятся позднее, когда вы решите полноценно заняться этим вопросом. А пока укладываются на нужную полочку. Потому что все же та часть мозга, которая отвечает за развитие речи, в частности, восприимчивость к языкам, сформировывается к 2 годам. В этом возрасте ребенок еще, как губочка, впитывает его легко и непринужденно.
Мы Алису в игровой форме знакомим с английским, с попеременным пояснением на русском. Цель - развить в ней эту возможность, помочь ей в будущем сделать осознанный выбор.

zhenya комментирует...

Легкость восстановления когда-то усвоенных навыков известна каждому человеку, который после длительного перерыва вновь пытается освоить ранний, привычный вид занятий, например, езда на велосипеде, игра на рояле. В центральной нервной системе остаются следовые реакции, на основе которых может быть достигнуто с большей легкостью, чем для начинающего, совершенство в выполнении необходимых навыков.

Slon комментирует...

Все родители хотят добра своему чаду. Главное в этом стремлении не перегибать палку, чувствовать душой, размышлять разумом и внимательно наблюдать за реакциями ребенка. Если ребенку нравиться и вы хотите его обучать ЧЕМУ-ТО в 1 год, 2 года или у себя в животе - НА ЗДОРОВЬЕ!! :)

Главное не прийти к ситуации, когда родителям взбрендилось из ребенка сделать Вивальди и бедное дите сутки напролет пилит скрипку....

Все дети и родители индивидуальны и то что кому-то рано, другому уже поздно. Главное научиться понимать и чувствовать своего ребенка и все будет тип-топ! :)

p.s.

Думаю, что оба высказанных мнения имеют право на существование, лишь по той причине, что они уже существуют и имеют своих сторонников :)

Allater комментирует...

У меня были такие же сомнения 10 лет назад, когда родилась младшая сестренка. Мы начали занятия, когда ей было около 2-2,5 лет. Точную дату сказать не могу, так как начинали постепенно. Я написала об этом у себя в блоге. Прочитайте, если интересно,
http://wmxufa.ru/wordpress/2010/02/26/learning-english-2/

Alla комментирует...

Соглашаюсь целиком и полностью, хоть исходные данные разные - у нас билингвизм самый настоящий, поэтому боремся за родной язык :)

А когда все таки начали изучение англ языка по мультфильмам и книгам? Подход во второй статье, на которую с Блоги Мам ссылаешься, уже другой, видимо, возраст подошел?

Lilac комментирует...

Да, Алла, 2 года прошло с тех пор. Но дело не в возрасте, а скорее в готовности. Мульты разные начали смотреть на английском где-то в 3 года. С этого же времени пробовали другие методы - карточки (которые смерти подобны для дочки )) не любит школьный формат), игра в слова, когда нужно из игрушек найти ту, что я называю. Но все не то оказалось. И мне пришла идея со сказками. Найти сказки у нас оказалось совершенно нереальной задачей. И мы попросили друзей из Ирландии выслать нам чуток детских книг. Вот этот метод пошел лучше всего! Красочные книги, интересные сказки и - мы слушаем английскую речь! Произношение у меня достаточно хорошее. С дочкой получается только вот такое обучение. Любой школьный формат отметает сразу. И я этому рада!

Софья комментирует...

Конечно, изучение иностранному языку, это целый проект. Особенно, в России, где все вокруг говорят по-русски. Мне кажется, главное это хорошо продумать как это сделать, чтобы не получилось, что после "Кап чая" никто не знал, что делать дальше. Толковые преподы, бэйби-ситтеры, кто угодно, но систематически (пусть даже раз в неделю) и качественно - играя!!!
Кстати о музыке, это действительно очень помогает. Где-то читала, что освоение языка очень похоже (механизмом) на обучение музыке. Да, ещё один момент, сначала дети действительно мешают немного языки, но потом (если все верно делать) проходит. Явление нормальное!

Lilac комментирует...

Софья, честно говоря дочка ни разу не путала языки. Может, момент был выбран правильно, может еще что. И пока справляюсь сама - без беби ситтеров и преподавателей :) Читать сказки и показывать мульты под силу любой маме :)