четверг, 2 августа 2007 г.

Страна советов

- Сеня, забей!
Воистину Народная мудрость.

Я благодарна окружающим меня людям за бесконечный источник сомнений – в своих силах, в том, что я хорошая мать, в правильности своих действий, в нормальном развитии ребенка и т.д. А также каждой мимопроходящей бабушке на улице, которая считает своим долгом выдать хотя бы один совет или ткнуть меня в то, что я делаю не так.
Повторюсь еще раз. Если вы собираетесь стать родителями, ищите информацию уже сейчас!!! Читайте, запоминайте, записывайте. Чтобы когда вам скажут: «Это же ненормально, если ребенок просит грудь каждые 40 минут! Это же ненормально, если ребенок не отпускает грудь полтора часа кряду! Это же ненормально, если в первый месяц он набрал не положенные 600-800 гр., а всего 400» у вас были веские аргументы этому возразить и вы не сомневались в том, что все идет как надо.
Вообще, через какое-то время я поняла, что меня мало интересует опыт наших мам. Им и ребенка на 3 сутки приносили первый раз, и с 3 месяцев прикармливать велели, кормили по режиму и т.д. Гораздо интереснее опыт наших бабушек. Я, конечно, не имею в виду, что нужно рожать в поле и перевязывать пуповину только что вырванным у лошади из хвоста волосом. Вопрос в отношении к детям.
Вот пример. Люблю кормить лежа. Первое время Настена очень подолгу сосала грудь, могла и час не отпускать. Почему бы не покормить лежа в постели? При этом мы, конечно, часто засыпали и могли так проспать часик-другой. Свекровь меня по этому поводу стращала – не клади ее с собой спать, а то привыкнет. Долго я сомневалась по этому поводу. Однажды спросила у своей бабушки, как у них это было организовано. Она мне сказала: «Таня, у нас декретного отпуска не было, надо было на работу идти. Если бы я всю ночь вставала к ребенку, как бы я потом работала? Дети до года, а то и до 2-х, спали вместе с мамами и брали грудь тогда, когда хотели. Мама даже не просыпалась. И ребеночек спал крепче и не беспокоил маму плачем». Моя мама не спит с бабушкой по старой привычке. Пообщалась с мамами в форуме – многие так и делают. Приучают к кроватке постепенно, во время дневного сна, а ночью спят с детками.
Беспокоило меня то, что Настена очень часто просила грудь – каждые 40 минут. Я переживала, что у меня не хватает молока, что оно не полноценное, что газики у нее от того, что она слишком часто ест и т.д. Мама и свекровь подогревали мои сомнения.
Но за месяц она набрала 1,5 кг, выросла на 4 см. Значит, с молоком все в порядке. Обратилась к знакомому педиатру, описала ситуацию, сказала, что кормлю по требованию, а требует она каждые 40 мин. Она ответила, что Настена относится к тому типу детей, которым демократия не нужна. Нужно кормить по режиму – каждые 3 часа и все тут. Спок подтвердил то же самое в своей книге. Так и стали делать. Пытались допаивать водой в промежутке, папа развлекал ребенка, как мог, Настена кричала от голода, а мы навязывали ей режим. Через несколько дней полезла в инет. Опять искать статьи, читать форумы мам. Оказывается, я не одинока! Это сплошь и рядом и это НОРМАЛЬНО! Причин такому поведению нашла множество: страх одиночества, желание опять стать с мамой единым целым, прижаться к ней всем телом (контакт кожа к коже), необходимость удовлетворить потребность в сосании, которая у новорожденных очень высока, маленький объем желудка (как кулачек ребеночка), тугой отток молока и т.д. Месяцев в 6 это у нас прошло, и мы стали кушать за 5 минут с интервалами 2-2,5 часа. Если бы я об этом знала раньше, сколько нервов можно было бы сэкономить, и Настена бы не мучилась! Вообще, кормление по режиму приводит к быстрому угасанию лактации.
Не давай грудь для успокоения, а то привыкнет!
Когда детки начинают переворачиваться и ползать, естественно не обходится без ударов всеми частями тела обо все, что только можно. Ребенок ударился и плачет. И ты хоть танцуй на ушах, он будет вопеть. Только даешь грудь – сразу занимается привычным делом и уже не до слез. Тоже не наблюдаю, чтобы взрослый человек, ударившись, бежал к маме за сисей. На этот совет забила сразу.
Не брать на руки каждый раз как она попросится и не приучать к рукам, а то привыкнет!
Этим мне просто проели всю голову до дыр! Наоборот, брать на руки еще до того, как она скажет «ме». Был период, когда Настена вообще ни на минуту не хотела слезать у мамы с рук. И к папе не шла. Проблема была даже в туалет сходить, потому что за эту минуту она уже успевала разразиться плачем. Носила на руках и все делала одной рукой и одной ногой :). Сейчас думаю, что чем быстрее мать реагирует на просьбы ребенка, тем быстрее он становится самостоятельным. Получив уверенность в том, что мама будет рядом 24 часа в сутки и на ручки возьмет сразу же, Настена через время успокоилась и теперь я могу ее оставить с папой хоть на 2 часа. На больше пока не получается, потому что у папы нет того, что есть у мамы :). Сама она может развлекаться уже минут 40, если я в поле зрения. Я в это время могу приготовить, поубирать или еще что-то сделать.
Не укачивать, а то привыкнет!
А почему, собственно, не укачивать? 9 месяцев ребенок плавал и качался у мамы в животике, и ему было приятно, а теперь ему надо резко перестать этого хотеть. Ребенок сразу успокаивается, прищуривает глазки и улыбается, когда начинаешь его легонько качать. Неужели надо отнять у него и эту радость? Кстати, а почему дети так любят качаться на качелях?
Все советы из серии: «Не приучай к хорошему, а то привыкнет!», я считаю, можно пропускать мимо ушей. Конечно привыкнет, только на то время, пока ребенку это нужно. Очень скоро будем ловить удирающего от нас со всех ног карапуза и вспоминать то счастливое время, когда к вам прижималось крохотное тельце. Когда мне говорят «а то привыкнет», я сразу пытаюсь вспомнить хотя бы пятилетнего ребенка, который так привык, что никак не отвыкнет.
Она у тебя такая дикая, привыкла к тебе и не хочет ни к кому на руки идти.
Объясните мне, как грудной ребенок может привыкнуть к маме? Он вообще не понимает пока, что он и мама – это разные люди. Спрашиваем у Настены: «Где папа?» Поворачивает голову в сторону папы. Где бабушка, дедушка, Юна (наша собака), кошечка, мишка, мячик… Все находит и показывает взглядом предмет. На вопрос «где мама?» удивленно клипает глазами. Наверное, не понимает, как на себя посмотреть можно. Переживала по поводу «дикая, не хочет ни к кому идти и ни с кем общаться». Как обычно, идею для переживаний подкинули родственники. Спасибо Ханхасаевой, после прочтения ее книги сомнения, которые мучили меня вот уже 8 месяцев, рассеялись окончательно. Она пишет о том, что все дети разные. Есть оптимисты, всегда улыбающиеся и беззаботные. А есть, как она говорит, тревожные дети. Такой ребенок у нее был третий! Ни к папе, ни к сестричкам, ни к бабушкам, ни к другим деткам. Только у мамы на руках. 24 часа в сутки. Подрос, и к 2 годам его уже невозможно было из садика домой забрать!
Нужно сцеживаться, а то молоко пропадет
За год и 2 месяца сцеживалась раз 20-30, не больше. Только когда молоко в груди застаивалось. Если кормить по требованию, а не каждые 3 часа, никуда молоко не пропадет. Кроме того, сцеживание вредно! Потому как стимулируя таким образом лактацию, вы добиваетесь большего количества молока, но меньшей его жирности. Кроме того, из вашего организма больше будет уходить воды, микроэлементов, минералов и т.д. и т.п.
Еще долго мне морочили голову суперстерильностью. Все нужно кипятить, гладить с двух сторон, купать только в кипяченой воде и т.д. Я ЗА частоту, но ПРОТИВ стерильности. Во-первых, потому что это все равно не возможно даже у вас дома. Во-вторых, потому что когда вы придете в гости к кому-то, или даже в поликлинику для осмотра, на вашего ребенка накинется куча микробов и вирусов, с которыми он до этого не был знаком. В-третьих, потому что это отнимает слишком много времени, а толку от этого мало, если у ребенка слабый иммунитет. Представьте себе, каждый день кипятить воду на ванночку. Мы никогда воду не кипятили, и попу мыли просто под струей теплой воды. Пеленки я гладила первые месяца 2-3. Потом просто стирала. Бутылочку стерилизую периодически. В основном просто мою. Месяца в 4 Настена все начала трогать ручками, щупать, пытаться попробовать на зуб. Что делать? Запрещать ей потрогать дверцу от шкафчика только потому, что ее нельзя простерелизовать?
Чем еще вам будут морочить голову:
1. Туго пеленать, чтобы были ровные ножки и ребенок не будил себя
2. Не ложить спать на живот
3. Не использовать одноразозые подгузники
4. Надевать в доме шапочку и носочки, чтобы не мерз
5. Не кормить дольше года – молоко становится вредным для ребенка
6. Допаивать водой между кормлениями
7. Пусть иногда поорет – полезно для легких
8. Давать пустышку вместо груди
9. Ранним введением прикорма, и обязательно с яичным желтком – без него дети просто не живут.
10. Дурацким сюсюканьем типа «пливет, иди к тете на луцьки», которое, во-первых, жутко раздражает. Мне не нравится, когда с моим ребенком разговаривают как с недоразвитым. Во-вторых, в период формирования речи это может привести к серьезным нарушениям. И чтобы это исправить понадобится куча времени, средств и усилий самого ребенка. Я по сей день не смогла это побороть, хотя несомненные успехи есть. Никому же не приходит в голову сначала учить ребенка ходить, как косолапый мишка, а потом переучивать ходить правильно. Почему это правило не распространяется на речь - не понимаю.

Есть еще перлы:
  1. Не выливать воду из детской ванночки вечером, пусть стоит до утра (плохая примета)
  2. Расправлять ребенку череп в ванной, когда распарится.
Это стандартные советы, которые получит почти каждая из вас. Умножьте это на уровень фантазии ваших близких и вы получите примерное количество того, с чем вам придется столкнуться. Подробно обо всем писать не буду, а то блога не хватит. Просто поищите инфу заранее.
МНОГО ШУМА ИЗ НИЧЕГО
Не поддавайтесь панике в плане правильности развития вашего ребенка. В тысячный раз: все дети разные! В книге написано, что ребенок должен переворачиваться в 2 месяца. А мы перевернулись в 4. Ну и что? «А Катя сидела уже в 5,5 месяцев. Может, с Настей что-то не так? Почему она еще не сидит?» А мы сели в 6,5. Ну и что? Зато ребенок должен начать лепетать к 7 месяцам, а мы начали в 5. Ну и что? Просто мы пошли в папу. А папа у нас все делает не торопясь, зато основательно. Это мама могла за перемену выучить стих, рассказать его на уроке и после урока забыть напрочь. Папа учил стих весь вечер, зато и помнит его долго. Так и дети. Одни делают быстро и рано. Другие медленно и позже. Это не плохо и не хорошо. Просто все мы разные.
Моя двоюродная сестра не говорила до 4 лет. Все переживали, что она так и останется немой. А в 4 она заговорила сразу целыми предложениями и правильной взрослой речью без всяких там «класивые тлусы», «маенькая деваська» и т.д.
ПОЧЕМУ ТАК ДОЛГО?
Так если все так просто, почитал книги, зашел в инет на форум и все дела, то почему так долго меня мучили всякие сомнения? Да потому что генератор советов работает гораздо быстрее, чем я успеваю их разгребать! На то, чтобы найти информацию, отфильтровать ее, перечитать, переосмыслить уходит часа 2 времени. Это не подряд, а несколько раз в день минут по 10-15. Вот и получается, что пока все разгребешь, проходит чуть ли не год. Как-то решила посчитать, сколько советов в день я получу. Удивилась сама: 27! Ну 15 из них настойчиво повторяются каждый день. А остальные ежедневно пополняются.

ПОСЛЕСЛОВИЕ
Много я тут всего написала. Но в сущности все можно сформулировать в одном абзаце. Я решила просто слушать свое сердце и смотреть в глаза ребенку. Они светятся радостью и любовью ко мне? Значит, я все делаю правильно. Он смотрит как испуганный волчонок? Значит, нужно что-то менять.
Если мои дорогие советчики все же окажутся правы и ребенок поработит меня своими ежеминутными желаниями, то от этой ошибки пострадаю только я. А если они неправы, то пострадает ребенок, потому что получит от меня меньше любви, нежности и чувства надежности. Так пусть лучше пострадаю я (в чем я сомневаюсь :)). В любом случае, я не хочу относиться к процессу воспитания ребенка как к исправлению малолетнего преступника. Я научилась радоваться общению с нашей малышкой, не обращая внимания на вирусы в виде советов, атакующие наш маленький уютный мир!

10 комментариев:

Маша комментирует...

Да уж, бывает... Старшее поколение, врачи, подруги часто не внушают молодой маме уверенность в себе, а уменьшают ее - с одной стороны. С другой, все-таки мы в очень грустной ситуации: многовековые традиции ухода и воспитания младенцев несколько раз за последние сотню-полторы лет сменились. В итоге бабушки не могут передавать опыт внучкам, молодая мама не может ориентироваться на них, вынуждена сама искать внушающих доверие экспертов, поддерживающее ее сообщество таких же начинающих родителей.
Да еще некоторым молодым мамам трудно внутренне вырасти, стать взрослой. Привычно слушаться "старших", быть хорошей девочкой, "получать пятерки"... Или делать по-своему, но сомневаться: "А вдруг я не права? А вдруг они лучше знают?"
И мне кажется очень опасной тенденция с водой выплескивать младенца - отрицать сразу все, что говорят мамы-бабушки-система здравоохранения-психология-педагогика. Из этого получается очень категоричный "фанатизм", когда главное уже не вырастить ребенка, а действовать от противного...
Извините, что-то у меня целый поток сознания на Ваш пост излился :)

Lilac комментирует...

Честно говоря, по отношению к одной из наших бабушек я действую всегда наоборот. Это действительно так, но только потому, что у нас диаметрально противоположные взгляды. С другой стороны, я прислушиваюсь к другим советам - людей, подходы которых мне близки. И все равно пропускаю любой совет или решение через свое сердце. А подойдет ли это мне или ребенку? Но однозначно могу сказать, что воспитание от противного - это не про нас. У нас есть своя концепция, которой мы придерживаемся. Думаю, вы это сами поймете, читая наши статьи :)

Маша комментирует...

Я опять же "что видела, о том пела" - снова о мироустройстве, вовсе не о Вас лично :) Просто поделилась мыслями по поводу :)
Мне просто иногда бывает грустно, что приходится самой нащупывать путь, набивать шишки на тех велосипедах, которые уже явно не раз изобретены...

Aля комментирует...

Здорово, что вы смогли стать мамой!
Мало кто понимает, что вместе с ребенком рождается еще один человек - новая личность - его мама. Она сильно отличается от той женщины, кем была до родов. И она должна стать опорой, а значит, опору в себе. Следовать голосу своего сердца.

А по поводу хорошего, к которому привыкают. Помню свою маму, как она против своего внутреннего желания пыталась поступать со мной так, как надо. А жизнь она ведь здесь и сейчас. Мама рано ушла из жизни, а что осталось в памяти?
Когда родилась моя дочь, я решила, что буду поступать так, как советует мне моя любовь. Не идти против ребенка, а за ним, рядом с ним, чуть впереди него - по ситуации. Ведь никто не знает, сколько времени нам отпущено быть вместе.

Natalia Gorobets комментирует...

Еще в защиту пустышки такое говорили: если ребенок на улице проснется, зимой, начнет кричать, надышится холодного воздуха и простудится. Или говорили, что мне будет удобно не давать каждый раз грудь, а дать пустышку, чтобы отдохнуть. К чему был такой совет, ведь я не жаловалась, меня все устраивало). А мама удивлялась, где это виданно столько с ребенком в постели пролеживать. Меня все это не сильно смущало и редко вызывало гнев, тем более не пыталась спорить, а поступала по своему.
Мы с мужем тоже прислушиваемся к голосу сердца, что природа подсказывает.

Lilac комментирует...

Да, мне кажется, если бы молодых родителей никто не трогал и не пилил своими советами, то они интуитивно все бы делали правильно. А еще если бы отключить разных вещателей с телевидения и запретить в продаже некоторые книги :) шучу

Марина комментирует...

вы как-будто мою ситуацию описали. У нас все было точно также. и ребенок со мной спал (а сейчас в кроватке), и кормила я её до двух с лишним лет (даже фото есть - http://mybusychildren.com/one-year-old-and-still-nursing), и на руках она у меня сидела без конца, и ничего.

olga0207 комментирует...

Пусть наши дети привыкают к хорошему!

Lilac комментирует...

Ольга, хорошие слова - пусть дети привыкают к хорошему! Я полностью согласна!
Марина, а пост и написался потому, что я эту всю картину наблюдала не один раз. Многие себя тут найдут.

Настя Солнечная комментирует...

Таня, пост хороший;-)